КАК БОГ ОТВЕЧАЕТ НА НАШИ МОЛИТВЫ
Как
быть уверенным, что Бог отвечает на наши молитвы? Ведь недостаточно верить
в молитву. Тысячи матерей верили в ее силу и просили Бога защитить их сыновей
на поле брани, а после получили известие об их смерти. Так и наше утверждение,
что мы верим в молитву, не объясняет, почему в то время, когда все человечество
молится о мире, оно часто оказывается вовлеченным в круговорот войны. С другой
стороны, тысячи людей готовы подтвердить, что Бог ответил на их молитвы и
сохранил их детей. Другие тысячи свидетельствуют о том, что Бог чудесным образом
дал им иные благословения, о которых они просили. Исходя из этого может показаться,
что Бог отвечает на молитвы одних и не отвечает на молитвы других.
Но это не согласуется с тем, что Священное Писание
говорит нам о Боге. Библия говорит, что Он "нелицеприятен". Вероятно,
должна быть какая-то основательная причина, почему на некоторые молитвы Бог
отвечает, а на другие - нет. Если мы найдем такую причину, это поможет восстановить
веру тех, чьи молитвы, как им кажется, остались не выслушанными.
Молитва - исключительно важный аспект жизни
христианина. Кроме того, она широко практикуется приверженцами всех языческих
религий. Стремление молиться - это признание нашей зависимости от Высшей Силы,
выражение понимания, что мы нуждаемся в помощи некоторого источника вне нас
и высшего от нас. Бесспорно, Бог удовлетворен искренним желанием всех, кто
пытается обращаться к Нему через молитву, потому что до некоторой степени
это является признанием Его верховной власти.
Почти всеобщая склонность молиться является
прямым доказательством того, что первоначально человек был создан по образу
Божьему. Вследствие грехопадения человека и наказания его смертью, божественный
образ в его характере во многом затмился и даже стерся почти целиком. Но,
как правило, след его все-таки остался, и одним из проявлений этого является
стремление молиться. Возможно, миллионы тех, которые никогда не молятся, нередко
осознают это и чувствуют угрызения совести.
Да, Бог удовлетворен проявлением духа молитвы
со стороны Своих созданий. Но почему молитвы некоторых Он выслушивает, а молитвы
других вроде бы остаются незамеченными? Наблюдая за молитвами книжников и
фарисеев, Иисус дал понять, что они молятся ради того, чтобы их видели и слышали
люди, и думают, что Бог выслушает эти молитвы за их многословие. Из этого
следует, что люди понимают цель молитвы по-разному, отчего обращаются к Богу
не всегда с той целью, с какой Господу угодно, и так как это Ему угодно. Язычник,
вертя в руках молитвенную мельницу, может быть искренним, но такой способ
совершения молитвы является неподходящим.
Священное Писание обращает также внимание на
то, о чем следует и о чем не следует молиться. Святой Иаков писал: "Прoсите
и не получаете, потому что прoсите не на добро" (Иакова 4: 3). Крайне
важно выяснить, о чем именно мы имеем привилегию милостиво просить Бога. Вполне
очевидно, что, прося Бога о том, что диктуют нам наши прихоти, мы не получим
ответ на наши молитвы.
ЦЕЛЬ МОЛИТВЫ
В
молитве есть божественная цель. Исключительно важно, чтобы мы помнили это,
если хотим понять, почему некоторые молитвы остаются без ответа. Бог не сделал
молитву средством для выяснения, как Ему управлять Своими делами здесь, на
земле. Он не ждет, чтобы мы говорили Ему, что именно Он должен делать. У Него
есть Свои неизменные планы и намерения, и если мы хотим получить богатство
Его благословений, то наши молитвы должны быть в гармонии с ними. Говоря словами
Иакова, мы просим "не на добро" каждый раз, когда умоляем Бога о
благословениях, которые Он не намерен нам давать.
В Священном Писании нашему вниманию представлены
разные молитвы. Преобладают среди них молитвы благодарности. Несомненно, Бог
удовлетворен, когда Его создания видят в Нем источник своих благословений
и в благодарности возносят к Нему свои сердца и голоса.
В то же время существуют молитвы воздаяния чести - молитвы, которые признают
славные черты характера Творца - Его мудрость, Его справедливость, Его любовь
и Его силу. Желание прославлять Бога должно побуждать большинство наших молитв.
Уместными являются также молитвы о Божьем милосердии.
Священное Писание настаивает, чтобы все христиане искали божественного прощения
грехов посредством молитвы. Апостол Павел говорит о том, чтобы приступать
"с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести
благодать для благовременной помощи" (Евреям 4: 16).
Дальше следуют молитвы-прошения о благословениях
или милостях от Господа. Именно о них мы хотим поговорить. Кто-то молится
о здоровье - своем или других; кто-то молится о богатстве; кто-то молится
об опеке во время путешествия. Миллионы людей молятся о мире. Часто случается,
что граждане воюющих между собой стран молятся, чтобы именно их сторона одержала
победу. Мы же склонны допускать, что все приходящие к Богу в молитве - люди
искренние и, конечно, они просят Его о вещах, которые, по их мнению, в данный
момент являются самыми важными. Но дает ли нам Библия основание верить, что
все эти молитвы должны быть выслушаны?
Чтобы молитвы получили ответ, они должны совпадать
с Божьей волей. Бог имеет Свой неизменный план, в соответствии с которым Он
заботится о человеческом роде. Этот план не был составлен для удовлетворения
прихотей и желаний Его человеческих созданий, и никакие мольбы Его планов
не могут изменить.
"Молитва меняет вещи", - говорят некоторые,
но никоим образом не меняет Божьих планов. Бог не обращается ни к нам, ни
к народам, ни даже к Организации Объединенных Наций, чтобы Его научили, какие
именно изменения Он должен сделать для улучшения наших условий или условий
мира в целом. Как мало доверия было бы у нас к Богу, Чьи мысли были бы непостоянны,
а планы менялись бы в зависимости от красноречия людских молитв.
"ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ"
Молясь,
Божий народ прежде всего должен иметь в своем уме и сердце желание, чтобы
во всех его жизненных испытаниях исполнялась Божья воля. Мы имеем яркий пример
этого в Иисусе. В Гефсиманском саду, накануне ареста и смерти, Учитель "начал
скорбеть и тосковать", и сказал им (ученикам): "Душа Моя скорбит
смертельно". Пройдя немного дальше, Он пал на лице Свое, молился и говорил:
"Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я
хочу, но как Ты" (Матфея 26: 38, 39).
Божья воля была в том, чтобы Иисус перенес унижение
и смерть как Искупитель и Спаситель человека. Эта крайне важная черта божественного
плана была предвещена святыми пророками Ветхого Завета. Превыше всего Иисус
хотел исполнить божественную волю, не считаясь с тем, что это могло означать
для Него. Он подтвердил это чуть позже, перед Своим арестом. Когда Петр выхватил
меч, чтобы защитить своего Учителя, Иисус сказал ему: "Вложи меч в ножны;
неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (Иоанна 18: 10, 11).
Последователям Иисуса дана привилегия страдать
и умирать вместе с Ним. Апостол Павел говорил о "сораспятии" с Ним,
а также писал: "Потому что вам дано ради Христа не только веровать в
Него, но и страдать за Него" (Галатам 2: 19; Филиппийцам 1: 29). Мы считаем
необходимым ступать следами Иисуса, поэтому понимаем, что воля Божья не в
том, чтобы оберегать нас от всех житейских тягот. Как в случае Иисуса, нашей
главной заботой должно быть, чтобы Господняя воля могла исполниться в наших
смертных телах. Да, возможно, что по Господней воле мы некоторое время пользуемся
определенными земными благословениями, но темой наших молитв должны быть не
они, а то, чтобы исполнилась Его воля.
Иисус уточнил этот пункт, когда сказал Своим
ученикам, что до тех пор, пока они будут пребывать в Нем, а слова Его будут
оставаться в них, то они могут просить в молитве всего, чего пожелают, и будет
им дано (Иоанна 15: 7). Может показаться, что нам дана привилегия просить
у Бога все, что пожелаем, и что придет нам в голову. Но отнюдь!
Заметьте условия, приложенные к этому высказыванию
Учителя: "Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут". Пребывать
во Христе означает принадлежать Ему, чтобы Он был нашим Главой. Это означает,
что Его мысли становятся нашими мыслями и Его планы - нашими планами. Если
наша воля, таким образом, будет целиком подчинена Богу через Христа, то у
нас не будет никакой собственной воли, а, значит, в наших молитвах будут просьбы
не о том, чего мы хотим, а лишь о том, что находится в согласии с волей нашего
Главы. Молясь именно так, в согласии с Господней волей, мы можем рассчитывать
на милостивый ответ.
Все вышесказанное гармонирует с другим высказыванием
Иисуса к Своим ученикам, что Небесный Отец будет рад дать "Духа Святого
просящим у Него" (Луки 11: 13). Быть преисполненным Духом Божьим означает
иметь Его мысли, а нашу жизнь подчинить этим мыслям. Тогда мы не будем просить
Бога ни о каких благословениях за исключением тех, которые Он обещал дать,
и никогда уже не возникнет вопрос, почему некоторые молитвы не получают ответа.
"ДА ПРИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ"
В
ответ на просьбу учеников: "Господи, научи нас молиться", - Иисус
дал им молитву, известную теперь как "Молитва Господня". В этом
образце молитвы нам дано указание, о чем мы можем молиться.
Важной частью этого короткого очертания молитвы
является правильный способ приближения к Богу - "Отче наш, сущий на небесах!
Да святится Имя Твое!" (Луки 11: 1, 2). В Священном Писании Адам назван
"Сыном Божьим" (Луки 3: 23-38). Но когда он согрешил, то потерял
сыновнее право, был отдален от Бога и осужден на смерть. Дети Адама, весь
человеческий род, также отчуждены и отдалены от Бога, так что не могут надлежащим
образом обращаться к Нему словами: "Отче наш, сущий на небесах".
Это является привилегией, которая принадлежит исключительно тем, кто признал
свои грехи, принял Иисуса как своего Спасителя и отдал свою жизнь Богу в полном
посвящении, чтобы исполнять Его волю. Такие приняли Божьего Духа усыновления
и таким образом стали Его детьми.
Как дети Божьи, они, прежде всего, будут стремиться
прославить Имя своего Отца. Следовательно, словом и делом они всегда будут
в едином стремлении: "Да святится Имя Твое". Правильное почитание
Имени нашего Небесного Отца означает, что, приближаясь к Нему в молитве, мы
будем делать это так, как начертал нам в Священном Писании Иисус. Он объяснил,
что наши молитвы должны приноситься через Его имя (Иоанна 15: 16).
Для этого есть причина. Как члены справедливо
осужденного рода, мы не имеем никакого положения у божественного престола
благодати, разве что через Иисуса, нашего Ходатая. Но через Его Имя и через
заслугу пролитой Им крови мы имеем привилегию "с дерзновением" приступать
к престолу благодати, чтобы искать прощения и всех других благословений, которые
наш любящий Небесный Отец обещал нам дать (Евреям 4: 16). Если мы правильно
будем почитать Его Имя, то никогда не осмелимся приблизиться к Нему без ходатайства
Христа.
Когда мы следуем примеру Господней Молитвы,
то наши просьбы будут не столько о наших собственных интересах, сколько о
благословениях для других. Это показано в начальных словах просьбы: "Да
придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матфея
6: 10). Ответ на эту просьбу будет ответом на большинство из того, о чем люди
молились на протяжении столетий. Этот ответ удовлетворит оправданные желания
всех людей. Это будет означать мир, здоровье и вечную жизнь для всех, кто
покорит себя праведным законам Господнего царства.
Все благословения, которых человечество так
страстно желает и о которых миллионы молятся, были предвидены Богом и обеспечены
посредством царства, которое Он обещал через всех Своих пророков. В этих обетованиях
мы находим много подробностей о гарантированных людям благословениях, в том
числе о восстановлении всех тех, кто умер. Нет, Бог не был невнимательным
к страданиям людей и не отворачивал слух, когда они взывали к Нему о помощи.
Его ответ на молитвы, который придет в свое время, будет гораздо лучше всего
того, чего люди когда-либо осмеливались ожидать.
Поговорим о матери, которая молится, чтобы ее
сын вернулся невредимым с войны. Для нее, любящей свое дитя, нет ничего важнее,
чем благополучное возвращение сына домой. Но вот он не вернулся, и первая
мысль - о том, что у Бога нет жалости. Насколько по-другому она восприняла
бы свое горе, если бы верила, что Бог предвидел возвращение домой намного
радостнее того, которое могло прийти ей на ум, когда она молилась!
Как мало иногда известно матери о трудностях
и страданиях, которых ее сын мог бы избежать, если бы уснул сном смерти. В
конце концов мать и сын принадлежат к умирающему роду, и разница между смертью
на войне и смертью несколькими годами позже - в старости, это лишь мгновение
по сравнению с безграничной вечностью. Именно с этой точки зрения мы должны
взглянуть на молитву и на то, как Бог отвечает на наши просьбы.
Сам факт, что мы молимся Богу, является подтверждением
нашей веры в то, что Его мудрость, сила и любовь намного выше нашей собственной.
Однако мы часто забываем об этом, и тогда у нас возникает ощущение, что Он
не внял нашим молитвам, не ответил так, как нам подсказывает наш ограниченный
ум. Наша жизнь под приговором смерти длится очень недолго. О многих делах
и событиях мы делаем выводы, исходя из того, достигли или не достигли они
своего завершения на протяжении известного нам отрезка времени. Но о Божьих
делах с такой точки зрения судить нельзя.
Священное Писание говорит, что Бог "от
века и до века" (Псалом 40: 14; 89: 2). У Него нет никакой необходимости
завершать какие-либо особенные этапы Своего плана в пределах нашей короткой
жизни, даже если это связано с нашими личными просьбами. Если сегодня мы обратились
к Богу с просьбой об определенных благословениях, которые находятся в согласии
с Его волей, а ответ не поступает ни завтра, ни даже послезавтра, то мы не
должны терять веру в Него, а должны радоваться именно тогда, когда этот ответ
придет. Да, у Бога также есть Свое "завтра". Его дни не измеряются
часами - для них существуют века, и в Его "завтрашнем" веке, в тысячелетнем
периоде царства Христа, все те благословения, которых мир на законном основании
так пламенно желает, и о которых миллионы людей умоляют Бога, обильными дождями
польются на человечество. Осознавая это, люди будут провозглашать: "Вот
Он, Бог наш! На Него мы уповали... возрадуемся и возвеселимся во спасении
Его!" (Исаия 25: 9).
"КАК НА НЕБЕ"
Мы
уже поняли, что Бог не отвечает на те молитвы, которые не находятся в согласии
с Его волей. Этот принцип отчетливо изложен в самой возвышенной из всех молитв
- в Господней Молитве. Эта молитва выражает просьбу к Богу о благословениях
для всех людей на земле - не о тех добрых вещах, к которым они, возможно,
стремятся, а о вещах, которые находятся в согласии с Его волей и выражены
словами: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе".
Взгляните, какую великую свободу Он дал нам
относительно того, что находится в согласии с Его волей! Божья воля исполнилась
на небесах, и Его цель - чтобы она так же исполнилась на земле. Мы, конечно,
не знаем всех способов исполнения Божьей воли на небе, но можем быть уверены,
что зло, существующее сейчас на земле, не беспокоит живущих в духовном царстве,
которое мы называем небесами.
На небе нет войн. Война - это зло, которое не
может согласоваться с божественной волей. Тогда, возможно, следует молиться
о мире? Бесспорно! Заметьте, мы не можем просить, чтобы Божья воля исполнялась
на земле, как на небе, не молясь о мире. Но наши молитвы о мире должны быть
в согласии с Божьим планом установления мира, то есть установлением Его царства.
Бог пообещал воздвигнуть царство, учредить правительство. Иисус будет Царем
этого правительства. "Владычество на раменах Его, - писал Исаия, - умножению
владычества Его и мира нет предела" (Исаия 9: 6, 7).
Несомненно, Бог с симпатией смотрит на то, как
человечество стремится, чтобы войны исчезли с лица земли. Когда международное
напряжение достигает критического уровня и конфликт кажется неизбежным, набожные
люди в молитве просят о восстановлении спокойствия. Конечно, существующие
разногласия могут и не быть устранены (и мы видим, как постоянно вспыхивают
военные конфликты, унося многочисленные жизни), но мы знаем, что, в конце
концов, наступит мир - всеобщий и длительный. Речь не о том, что народы могут
отыскать какую-то особенную формулу мира, а о том, что "Князь Мира"
уже взял правление над землей, и молитва Божьего народа "Да придет Царствие
Твое" вскоре получит ответ. Взгляните, как много в мире богобоязненных
людей, которые хотели бы видеть всеобщее разоружение. Сами народы не настроены
столь решительно разоружить себя, не имея гарантии, что кто-нибудь не воспользуется
ситуацией и не попытается наложить на весь мир еще один тиранический диктат.
Однако много молитв возносится к Богу, чтобы народам был показан правильный
путь к разоружению, и эти молитвы, в конце концов, также получат ответ в пределах
совершенного Божьего плана.
Власть Христа символически представлена в Священном
Писании как "гора Господняя". В пророчестве Михея 4: 2-4 читаем,
что настанет время, когда люди скажут: "Придите, и взойдем на гору Господню
и в дом Бога Иаковлева, - и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям
Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он
судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют
они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ
меча, и не будут более учиться воевать, но каждый будет сидеть под своею виноградною
лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа
Саваофа изрекли это".
Какая чудесная программа разоружения! Это Божья
программа, и когда мы молимся о мире и разоружении всех народов, то делаем
это с уверенностью, что Бог выслушает нас и даст нам ответ согласно Своей
воле, которая свершится в установлении царства. Можем быть уверены в этом,
поскольку пророк Давид пишет, что намерение Бога - прекратить войны до края
земли, сокрушить лук и уничтожить военные колесницы - современную военную
технику (Псалом 45: 10).
"НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ СМЕРТИ"
На
небесах нет смерти. Болезни и смерть являются последствиями греха наших первых
родителей и находятся среди зла, которое Бог пообещал уничтожить. Нужно ли
в таком случае молиться к Господу о здоровье и просить спасения для жизни
тех близких и дорогих нам людей, которые могут быть поражены тяжким недугом?
Да, но всегда с пониманием, что мы желаем, чтобы исполнилась Господняя воля,
и с осознанием того, что не всегда Его волей является дарить здоровье и жизнь
тем, о ком мы молимся, пока эти благословения не станут достоянием всех людей
на протяжении тысячелетнего царства Христа.
Знаем, что все болезни в то время будут излечены:
"И ни один из жителей [в тот день] не скажет: "я болен", -
пишет Исаия (33: 24). Описывая некоторые благословения царства Христа, ап.
Павел писал, что Христос будет царствовать, доколе низложит всех врагов под
ноги Свои, и как последний враг истребится смерть (1 Коринфянам 15: 25, 26).
Когда в видении ап. Иоанн увидел установленное на земле Божье царство, то
осознал, что вследствие этого уже не будет смерти, "ни болезни уже не
будет" (Откровение 21: 4).
Таким образом, когда мы молимся о здоровье и
жизни, мы должны понимать смысл этого великого постановления, которое Творец
сделал, чтобы одарить благословениями не только нас и наших близких, но и
все человечество, которое смирением и повиновением будет искать их на протяжении
тысячелетнего царствования Христа. Насколько лучше это будет для всех заинтересованных.
Удовлетворение полученными нами благословениями, в то время как другим в них
отказано, на самом деле является самолюбием. Насколько лучше молиться о том,
чтобы Бог излечил всех больных и сберег от смерти всех людей. Так мы поступаем,
когда молимся: "Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле,
как на небе" (Матфея 6: 10).
"ИЗ ЗЕМЛИ НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ"
Божьи
дороги и постановления, которые Он сделал для Своих созданий, всегда намного
лучше замыслов человеческой мудрости. Мы молимся о здоровье, опеке, мире,
но кому когда-либо пришла мысль молиться о том, чтобы ему были возвращены
его умершие близкие? Никому! Но Бог в Своем плане восходит намного выше того,
о чем мы осмеливаемся просить. Он пообещал возвратить всех умерших!
Сколько матерей было убито горем, когда они
потеряли самое дорогое - своих детей. Об одной из них вспоминает пророк Иеремия.
Ее имя было Рахиль. Пророк писал: "Голос слышен в Раме; вопль и горькое
рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо
их нет". И далее продолжает: "Удержи голос свой от рыдания и глаза
твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся
они из земли неприятельской" (Иеремии 31: 15, 16).
"Возвратятся они из земли неприятельской".
Смерть - самый большой неприятель человека, и Божьим планом является вернуть
к жизни всех, кто в "краю" смерти. Эта огромная милость к человеку
также включена в нашу просьбу: "Да придет Царствие Твое", потому
что на протяжении тысячелетнего царства Христа все, находящиеся в гробах -
в состоянии смерти, услышат глас Сына Человеческого и изыдут (Иоанна 5: 28,
29).
Возвращение человека к жизни описано апостолом
Петром как "восстановление [реституция]"*,
и он говорит нам, что второе пришествие Христа должно быть временем "совершения
всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века" (Деяния
3: 19-21). Бесспорно, что все, что обещали святые пророки, было вдохновлено
Богом, и находится в полном согласии с Его волей, являясь весьма существенной
частью Его приготовлений для вечного благословения всех человеческих созданий,
осужденных на смерть через Адама, но искупленных от смерти Иисусом.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
*Реституция (от лат. restitutio - возобновление,
восстановление) - процесс возобновления, возрождения, возвращения к прежнему
состоянию.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
"ПОД ВИНОГРАДНОЮ ЛОЗОЮ И СМОКОВНИЦЕЮ"
Многие
люди молятся о богатстве или, по крайней мере, о материальной обеспеченности.
Перед лицом преклонного возраста почти у каждого появляется некоторая боязнь
и неуверенность: будут ли у меня средства, когда на склоне лет я не смогу
зарабатывать себе на жизнь? Совершенно ясно, что каждый, кто верует в Бога
и считает Его любящим и заботящимся, должен обращаться к Нему с молитвой,
когда нуждается в помощи.
Мы знаем, что сегодня (как и на протяжении многих
веков) миллионы людей в мире являются материально незащищенными. Миллионы
людей буквально умирают от голода без надлежащей пищи, одежды и крова. Поэтому,
вместо довольствоваться тем, что Он благословит нас более благоприятными жизненными
обстоятельствами, не лучше ли радоваться полным любви приготовлением, которое
Он сделал, чтобы в Свое время и Своим способом позаботиться обо всех бедных
и нуждающихся? Ведь именно это Он пообещал осуществить.
Мысль о материальной обеспеченности символически
представлена в Божьих обетованиях идеей проживания под собственной виноградной
лозой и смоковницей. Пророк говорит, что так будет благословен "каждый
человек", и что Божье приготовление для всех будет столь полным, что
исчезнет всякий страх, потому что "никто не будет устрашать их"
(Михея 4: 4).
Похожее заверение относительно Божьих благословений
для мира в грядущем веке дано нам в пророчестве Исаии. Этот Божий пророк говорит
нам, что в то время люди не будут строить дома, чтобы в них жили другие, и
не будут насаждать, чтобы другие потребляли, но люди - которые через принятие
Христа и послушание Его царству станут Божьим народом - долго будут радоваться
трудом своих рук. Да, они всегда будут радоваться плодами своего труда, если
будут продолжать повиноваться справедливым законам этого царства, которое
в то время будет править миром (См. Исаия 65: 20-25).
В этой главе пророчества Исаии показано, что
Божьи благословения, которые в период этого царства станут доступны всем,
будут излиты на людей в ответ на их молитвы. Согласно этому Господь говорит:
"И будет, прежде, нежели они воззовут, - Я отвечу; они еще будут говорить,
и Я уже услышу" (стих 24). Этого еще не испытало огромное большинство
тех, кто до сих пор горячо просил Бога о помощи. И не потому, что Господь
мало интересовался ими, а потому, что еще не пришло Его время распространить
милости, о которых они просили, и потому, что в Своей мудрости Он знал, что
тяжелые жизненные испытания сделают их способными оценить благословения, которые
Он приготовил для них на вечные века.
Но какая разительная перемена настанет, когда
царство, о котором мы молимся, будет установлено и начнет свою деятельность.
Многие благословения, которых так страстно желал умирающий род, станут в то
время доступными для них еще до того, как они мысленно помолятся о них. "Прежде,
нежели они воззовут, - Я отвечу", - говорит Господь. И когда они будут
учиться просить Его об этих дарах, ответы на их молитвы будут столь реальными
и незамедлительными, что это будет выглядеть так, будто они пришли еще до
того, как просящий завершил свою молитву: "Они еще будут говорить, и
Я уже услышу" (Исаия 65: 24).
"ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ"
Ответ
на молитву "Да придет Царствие Твое" включает и много материальных
благословений, о которых богобоязненные люди в мире обычно молятся, но которые
часто не в состоянии получить. Как же нам не радоваться тому, что, согласно
Божьему плану, близится время, когда эти законные материальные блага начнут
по обетованию, данному Аврааму, изливаться на все племена земли (Бытие 12:
1-3). Тем временем, хорошо бы дать ответ на вопрос, каким же образом Бог отвечает
на молитвы Своих посвященных теперь - молитвы тех, кому принадлежит привилегия
обращаться к Нему: "Отче наш, сущий на небесах".
Они, несомненно, более ревностно, нежели остальные,
продолжают молиться, чтобы пришло Божье царство, и, молясь так, они знают,
что это царство будет Божественным источником благословений для всего человечества.
Но в то же время они имеют привилегию просить Бога о своих непосредственных
ежедневных потребностях, как учил их молиться Иисус: "Хлеб наш насущный
дай нам на сей день".
Такая просьба является очень умеренной и, если
совершается в свойственном духе, выражает наше понимание того, что Господь
наилучше знает, какими могут быть наши повседневные потребности, и что мы
будем удовлетворены любыми приготовлениями, которые Он считает разумным сделать
для нас. Кроме того, для тех, кто, жертвуя себя, ступает следами Иисуса, важно
осознать, что наши духовные потребности гораздо важнее материальных потребностей.
Хлеб в Священном Писании, прежде всего, символизирует Истину, истину Евангелия,
истину Слова, истину божественного плана. Бог обещал обильно кормить нас Хлебом
Жизни, поэтому мы с полной уверенностью можем молиться, зная, что наши просьбы
- это в первую очередь просьбы об обещанной нам духовной пище, и они находятся
в гармонии с Его волей.
"КАК И МЫ ПРОЩАЕМ"
"И
прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Эта часть Господней
Молитвы может произноситься искренне лишь теми, чьи сердца наполнены тем же
духом любви, который побудил нашего Небесного Отца послать в мир Своего Сына,
чтобы Он стал Искупителем и Спасителем. Это была любовь, которая сделала возможным
прощение грешников - тех, кто согрешил против Бога, не повинуясь Его законам.
Он готов простить нас, но лишь при условии, что наши сердца будут находиться
в свойственном состоянии по отношению к тем, кто согрешил против нас. Бесспорно,
это является глубоким испытанием нашей искренности в молитве.
Бог прощает проступки Своего народа, поскольку
считает, что их несовершенства прикрыты одеждами заслуги искупительной крови
Христа. Это означает, что каждый молящийся верит во Христа, верит всем сердцем,
и его принятие Христа настолько откровенно, что он отказывается от всего другого,
чтобы ступать следами Учителя. Так и только так можно приходить к Богу в молитве,
прося прощения во имя Христа.
"ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО"
"И
не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого". Первым упомянутым
в Библии соблазном был соблазн Евы. Падший Люцифер, через змея, склонил ее
к нарушению Божьего закона. Нарушение Божьего закона Священное Писание называет
грехом, и слово "соблазн" употреблено для изображения какого-нибудь
усилия, обольщения или заманивания к греху. Дьявол является самым большим
искусителем, и он пользуется многими и различными средствами, чтобы представить
свои грешные призывы тем, кого пытается переманить от Бога на ложную стезю.
"Бог не искушает никого", - писал
ап. Иаков (Иакова 1: 13). Это означает, что мы можем быть уверены, что Бог
не введет нас в искушение, и в наших молитвах мы утверждаем такую уверенность.
Мы молимся о царстве не потому, что сомневаемся, придет ли оно, и просим:
"Не введи нас во искушение" не потому, что боимся, будто Бог может
взять на Себя роль падшего Люцифера и завлечь нас на путь неправедности. Нет,
Бог так не поступит. Мы это знаем и выражаем нашу веру в Его честность, подтверждая
заверение, что Он "не искушает никого".
А какую надежду вселяют слова: "Избавь
нас от лукавого"! Дьявол, этот отъявленный лжец, на протяжении столетий
оказывал свое влияние на все человечество и особенно на Божий народ, стремясь
отвернуть его от своего Создателя и Бога. Результат оказался трагическим -
миром в большинстве правит грех и эгоизм. Это "настоящий лукавый век"
(Галатам 1: 4). Но Бог пообещал освобождение от "сети ловца" и от
зла, какое этот "ловец" порождает в мире (Псалом 90: 3).
Божьи обетования освобождения касаются каждого,
кто ступает в следы Иисуса, ведь они обещают, что сатана не будет в состоянии
ни опутать их, ни поймать в ловушку. Каждого из нас Бог ежедневно освобождает
из таких сетей заблуждения и греха. "Ангел Господень, - пишет псалмопевец,
- ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Псалом 33: 8). Какое
успокаивающее обещание, и какими доверительными должны быть наши сердца, когда
молимся: "Избавь нас от лукавого".
Для истинного Божьего народа существует великое
освобождение, освобождение всей Церкви Христа в "первом воскресении"
к жизни и царствованию с Христом (Откровение 20: 4, 6). Иисус сказал, что
врата ада больше не одолеют Его истинной Церкви. Окончательно врата ада (состояние
смерти) будут отворены настежь, и все, кто страдал и умер с Христом, будут
освобождены от смерти и вознесены к славе, чтобы царствовать с Ним на протяжении
тысячи лет Его царства.
Этого славного освобождения Церковь ждала на
протяжении всех столетий нынешнего Евангельского века. Истинные ученики Христа
знали, что это освобождение не наступит, пока Он не вернется. Ап. Павел знал
это и писал, что венец правды отложен для него, и он получит его "в день
оный", и прибавил, что все возлюбившие явление Христа также получат тогда
"венец" (2 Тимофею 4: 8).
В великом пророчестве о конце этого века Иисус
сказал Своим ученикам: "Когда же начнет это сбываться, - и нынешние Его
последователи видят это, - тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому
что приближается избавление [греч. - освобождение] ваше" (Луки 21: 28).
Факт, что предсказанное Господом "это" сигнализирует о приближающемся
освобождении Церкви от нынешнего грешного мира, хорошо заметен в ежедневных
новостях, и мы уверены, что скоро, очень скоро, последние оставшиеся истинные
последователи Христа будут освобождены от нынешнего лукавого мира и вознесены
с Ним к славе, чести и бессмертию. Тогда благословения Его долго обещанного
и столь желанного царства начнут изливаться на страждущий и умирающий человеческий
род. Мы молимся: "Избавь нас от лукавого" не только потому, что
желаем освободиться от этого злого мира, но и потому, что знаем - ответ, обещанный
Господом, будет означать ответ и на другую нашу просьбу: "Да придет Царствие
Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". С этой точки зрения
даже та часть молитвы христианина, которая является самой важной для него,
не является самолюбивой, потому что она предвидит также обильные благословения,
которые в скором времени прольются на все человечество.
И такие молитвы, бескорыстные молитвы, приятны
Богу. Хотя Господь удовлетворен, когда Его народ ищет у Него личного руководства,
прощения и духовной поддержки, Он желает также, чтобы они были заинтересованы
всеми теми, кого Он возлюбил, то есть миром человечества. Мы показываем нашу
заинтересованность Его планом благословения людей, когда молимся: "Да
придет Царствие Твое". Посредством этого царства Он приготовит "для
всех народов трапезу из тучных яств"; в этом царстве смерть поглощена
будет навеки, и Он отрет слезы со всех лиц (Исаии 25: 6-8; Откровение 21:
1-5).
Прежде всего, давайте благодарить Бога за Его
любовь, за сделанное Им приготовление для вечной радости всех. Давайте воздавать
Ему славу не только в наших молитвах, но давайте рассказывать миру о Господней
любви, о том, что, через Христа для них приготовлена жизнь, и что вскоре Его
царство даст мир, здоровье и вечную жизнь всем людям: мир - через "Князя
мира", здоровье и жизнь - через Того, Кого божественная любовь приготовила
быть Искупителем и Спасителем мира.