НАДЕЖДА

     "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат..." Иоанна 11:32.
     Этими полными скорби словами обратилась Марфа к Иисусу после смерти ее брата Лазаря. Они выражают ту глубину душевной боли, какую переживают миллионы людей, когда смерть уносит их близких. В такую минуту приходят разные мысли: может надо было сделать так, а может иначе, или может нужен был другой врач?... Если смерть явилась результатом дорожного происшествия, мы при этом думаем, что не следовало дорогому нам человеку отправляться в путь, и тогда он остался бы жив.
     Когда умер Лазарь, Марфа была уверена, что причиной смерти ее брата было отсутствие Иисуса, и она как бы обвиняла Его за это.
     Многие, разделяя точку зрения Марфы, думают, что Бог ответственен за смерть их близких. По их мнению, Он каким-то образом мог предотвратить эту трагедию. "Почему?" - горестно спрашивают они себя. И начинают думать, что они в чем-то согрешили перед Богом, или же умерший совершил какое-то преступление и за это наказан. И если последнее, по их мнению, верно, то с трепетом в сердце они думают, каково состояние умершего теперь? Испытывает ли он более тяжкие страдания, чем смерть?
     Сколько людей, когда смерть посещает их дом, в угнетении задаются вопросом: - Что лежит за порогом могилы? Увидим ли мы когда-нибудь своих близких, родных? Счастливы ли они в настоящее время? А может однажды и мы будем счастливы вместе с ними? В минуты скорби наши сердца жаждут определенных ответов, и наиболее исчерпывающие из них мы находим в Слове Божьем.
     И все-таки, почему люди умирают? Многие ответят: потому что людям свойственно стареть и умирать. Но слабость этого ответа в том, что миллионы людей умирают, не достигая старости. Зловещая смерть косит без разбора, унося молодых и старых, святых и грешных. Не имеет значения, умирает ли младенец или же старик, потрясение и боль одинаково велики. Мы никогда не готовы умереть. Даже спустя много тысячелетий, человек, сталкиваясь с этим чудовищем, так и не привык к нему, потому что его нежеланный приход всегда неожидан. По сути, не существует такого понятия, как "естественная смерть", ибо смерть всегда была и есть противоестественна и нежеланна.
     Библия поясняет, что люди умирают по причине греха - не по причине личного, индивидуального греха, но вследствие первоначального греха наших прародителей. Через них, говорит Апостол, "...грех вошел в мир, и грехом смерть". (Рим. 5:12). По наследству мы принадлежим к умирающему роду. Хорошо помнить об этом, когда смерть приходит в наш дом. Это помогает сознавать, что случившаяся трагедия не является результатом недостаточного внимания и заботы с нашей стороны, а также не является особым наказанием для умершего и для оставшихся в живых родственников. Наш близкий умер, потому что "как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут". (1 Кор. 15:22). Кроме того, все они

Спокойно Спят

     Возвращаясь к дням Иисуса и к гостеприимному дому в Вифании - к Марии, Марфе и Лазарю, - мы можем извлечь некоторые весьма поучительные и воодушевляющие уроки.
     Иисус был особенным другом этой семьи, и сестры были уверены, что как только Он узнает о Своем больном друге Лазаре, то придет ему на помощь. Вспомним, что Иисус находился поодаль Вифании, поэтому Марфа и Мария поспешили известить Его: "Господи, вот, кого Ты любишь, болен". (Иоанна 11:3).
     Получив известие, Иисус два дня ничего не предпринимал. Наконец Он сказал ученикам: "Лазарь, друг наш уснул, но Я иду разбудить его". (Иоанна 11:11). Эти слова удивили учеников. Они тоже слышали, что Лазарь был тяжело болен. Но теперь не могли понять, почему, если Лазарь уснул, Господь хочет разбудить его. Ученики решили, что это неверно, и сказали: "Господи, если он уснул, выздоровеет". (Иоанна 11:13). Они посчитали, что для больного сон гораздо полезнее, и не следует его будить, так как не понимали, что именно имеет ввиду Иисус. В Писании сказано: "Он говорил им о смерти Лазаря". (Иоанна 11:13). Видя, что ученики не поняли Его слов, Иисус сказал прямо: "Лазарь умер". (Иоанна 11:14). Из уст Господа прозвучала одна из наиболее необычных и одновременно утешительных мыслей о смерти. Смерть подобна сну. Это значит, что умершие, хотя бессознательно, отдыхают и ожидают назначенного времени, когда Господь придет разбудить их от сна смерти. Таким образом, в Библии сон использован для иллюстрации смерти, чтобы дать нам понять ее суть.
     Сон имеет два значения. Первое: те, которые спят глубоким сном, находятся в бессознательном состоянии и не ведают, что происходит в окружающем их мире. У них нет ни печали, ни радости; они не имеют забот и не испытывают наслаждений; они не голодны и не страдают от жажды. Писание говорит о них: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают". (Экклес. 9:5). Если рассматривать сон как иллюстрацию смерти, существует еще другой очень важный аспект - надежда пробуждения. Мать укладывает свое дитя на ночь в кроватку и, убаюкивая, поет ему колыбельную, пока сон не сомкнет его глаза и маленький ум не войдет в страну забвения. Теперь малыш в бессознании и мать на цыпочках уходит из комнаты, счастливая в любви к своему ребенку. Мать радуется в ожидании, что наутро снова услышит милый лепет. Нет ни слез, ни сердечной боли, ни печали, ни одиночества, ведь ребенок просто спит. Утром он проснется и радость снова наполнит весь дом.
     Об умершей девочке Иисус сказал: "Не умерла девица, но спит". (Матф. 9:24). Здесь вновь, как и в случае с Лазарем, Иисус называет смерть обыкновенным сном, потому что Бог в Своей мудрости предвидел жизнь через Христа и пробуждение всего человечества наутро нового дня. Это будет день царствования Христа - день, который уже приближается. Обращаясь к Своим ученикам, Иисус сказал: "Лазарь, друг наш, спит, но Я иду разбудить его". (Иоанна 11:11). Иисус намеревался разбудить Лазаря от сна смерти и спустя некоторое время сделал это - к великой радости сестер Марфы и Марии, и тех, для кого он был дорог.

Жить Вновь

     Сказав ученикам о Своем намерении, Иисус отправился в Вифанию, в дом друзей - к Марфе и Марии. Марфа вышла Ему навстречу и как бы упрекнула за то, что Он не пришел вовремя, когда ее брат был еще жив. Обращаясь к ней, Иисус произнес необычные слова, которые звучат сквозь века, утешая в скорбях тех, кто способен понять их замечательный смысл и простоту, и кто уверовал, что в один прекрасный день они сбудутся. Иисус сказал: " Воскреснет брат твой". ( Иоанна 11:23).
     В этих словах Библии содержится самая большая надежда для всех умерших - что они снова будут жить, и мы не должны упускать из виду это слово "снова". Иисус не говорил Марфе: "Не плачь, ибо на самом деле твой брат не умер". Иисус сказал: "Лазарь умер", и можем быть уверены, что Он не противоречил этому, когда говорил с Марфой. Иисус утешал Марфу, что ее брат вновь будет жить - будет возвращен к жизни.
     Столетия до того пророк Иов спрашивал: "Когда умрет человек, то будет ли он жить снова?!" (Иова 14:14). Важно заметить, как Иов ставит этот вопрос. Он не спрашивает: "Если человек умер, мертв ли он на самом деле, остается ли в человеке что-нибудь живое после того, как умирает его тело?" Иов знал, что смерть - это действительность, к тому же необыкновенно трагическая. Он знал, что смерть - это наказание за грех, а поскольку весь человеческий род грешный, то все умирают. Иов пытался узнать, будут ли мертвые возвращены к жизни, оживут ли они "снова" Произнеся слова: "Воскреснет брат твой", Иисус дал ответ не только Иову и Марфе, но также всем, кто желает принять простую истину Его слов.
     То, что в будущем мертвые будут возвращены к жизни, не было чем-то новым для Марфы. Из книг Ветхого Завета она знала и верила в это чудесное обещание. После того, как пророк Иов спросил: "Если умер человек, будет ли он жить снова?", он нашел ответ, и выразил свою надежду словами: "Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ: и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих". - Иова 14:14,15.

Последний День

     В пророчестве о судьбе детей, убитых по приказу Ирода после рождения Иисуса, Господь говорит рыдающим матерям, представленным в образе Рахили: "Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за твой труд, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои". - Иерем. 31:16,17.
     Вероятно Марфа знала о чудесных обещаниях, что настанет время, когда все умершие, молодые и старые, будут возвращены к жизни. Кроме того, Иисус был частым гостем в их доме, и она, несомненно, слышала благодатные слова жизни, исходящие из Его вдохновленных уст. Поэтому, когда Иисус сказал ей: "Воскреснет брат твой", Марфа ответила: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". (Иоанна 11:24). Да, она знала, что все мертвые "воскреснут", что они будут пробуждены от сна смерти, и что таков Божий план для всего человечества.
Однако, что имела ввиду Марфа, когда ответила "...в последний день"? "Днями" в Библии назван Божий план спасения и возрождения всего человечества от греха и смерти. Этот план разделен на периоды времени. На протяжении последнего периода, "последнего дня", запланированное Богом возрождение людей достигнет своего апогея (полного осуществления). "Последний день" в Божьем плане состоит из тысячи лет и именуется тысячелетним царствованием Христа.
     Тот факт, что об этом периоде говорится как о "дне", имеет большое значение, ибо он противопоставлен шести тысячам лет человеческих испытаний, названным в Писании темным периодом - временем ночи, страданий и смерти. Об этой темной ночи греха и страданий и приходящего после нее утра радости Псалмопевец писал: "Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благословение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость". - Псалом 29:6.
     Хотя Давид и говорит о гневе Бога, однако, мы не должны думать о Боге, как о мстителе, или полагать, что Он наслаждается страданиями Своих творений. Бог в Своем гневе не будет мучить злых людей - навеки в огненном аду или какое-то время в чистилище. Новый Завет говорит нам, что гнев Бога открывается с неба против всякой несправедливости. (Рим. 1:18). Божий гнев показан в смертном приговоре, вынесенном всему человеческому роду, - "в Адаме все умирают". - 1 Кор. 15:52.
     "На всю жизнь благословение Его", - восклицает Псалмопевец. (Псалом 29:6). Здесь благоволение Бога противопоставлено Его гневу. Когда наши прародители согрешили против закона Бога, они утратили Его милость. Без Божьей милости они не могли долго прожить, так как сразу вступил в силу приговор: "Ибо прах ты, и в прах возвратишься". - Бытие 3:19.
     С тех пор, как прекратилось сияние Божьей благосклонности, человеческий род продолжает умирать. На человечество навалилась столь густая "тьма", что она чувствуется во всех болях и страданиях, которыми сопровождается процесс умирания. Поскольку история человечества полна греха и его последствий, то, воистину, она является "ночью плача". Но, к счастью, она не будет длиться бесконечно. Хотя ночь была длинной и утомительной, однако приходит утро, и с его наступлением приходит обещанная радость, которой не будет конца.
     Смерть не будет более поражать своих жертв, а те, которые умерли, опять будут приведены к жизни Божьим могуществом.
     Когда Иисус сказал Марфе, что "брат твой воскреснет", то в ее воображении возникла картина чудесной радости, которая станет уделом всего человечества в тот новый день, когда благословения, польются на всех освежающим дождем. Вот почему она ответила: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Иисус не отрицал правдивости сказанных ею слов. Он часто находился в этом доме в Вифании и поэтому надежда пробуждения от сна смерти была столь ясна в сердце Марфы. Более того, Иисус подтвердил ее веру, сказав: "Я есть воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек". - Иоанна 11:25,26."Я есть воскресение и жизнь", - сказал Спаситель, упоминая о будущем дне, когда мертвые воскреснут, а возрожденный едемский сад охватит всю землю. Сам Господь будет тем Предводителем, через Которого божественная сила все это осуществит. Иисус является великим светом, который осветит весь мир, является "светом жизни". (Иоанна 1:9; 8:12; 9:5). Его царствование в "тот день" принесет здоровье и жизнь. "Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его" - говорит об Иисусе пророк Малахия 4:2.

Христос

     "Верующий в Меня, если и умрет, оживет... Веришь ли сему?" - спросил Иисус Марфу. И Марфа ответила: "Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир". (Иоанна 11:25,26,27). Со времени падения человека в грех и смерть Бог неоднократно обещал послать избавителя. Уже Аврааму было обещано, что его "семя будет благословить все племена земли". (Бытие 12:1-3; 22:18). Апостол Павел объясняет, что тем обещанным "семенем" является Иисус. (Галат. 3:16). Марфа также знала об этом, и поскольку обещанный Христос благословит все племена земли, то Он будет "воскресением и жизнью".
     В то время, когда жила Марфа, процесс умирания длился уже более четырех тысяч лет. Умер и ее родной брат, но она знала, что, если Божьи обещания благословить все человечество через Христа исполнятся, то уснувшие в смерти будут пробуждены. Марфа верила, что Иисус является Тем, Кто совершит это в "воскресение мертвых, в последний день".
     "Всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет", - сказал Иисус. (Иоанна 11:25). В этих словах для всех верующих содержится прямое обещание пробуждения от сна смерти. Они были сказаны, чтобы заверить Марфу, что смерть Лазаря не исходила из недостатка его веры или лояльности к Иисусу. Даже веря в Иисуса, Лазарь умер. То же происходит по сей день со всеми верующими. Однако, Иисус заверил Марфу, а также нас, что "всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет", тоесть будет возвращен к жизни.
     Затем Иисус приподнимает завесу неопределенности, еще более раздвигая представление. о "последнем дне" - Чтобы мы могли глубже понять безграничную любовь Бога, дающую жизнь всему человечеству…Он говорит: "И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек". Эти слова не относятся к настоящему времени, так как теперь все умирают. Будущая жизнь всего человечества зависит от пробуждения от сна смерти. Следует сказать, что в том новом дне "Солнце правды" рассеет тьму долгой ночи греха и смерти, и принесет свет и жизнь всем людям. Живущие в нем и уверовавшие в Христа никогда более не умрут, навсегда оставаясь действительно живыми людьми.

Праведные и Неправедные

     Так кто будет жить в том "последнем дне", Тысячелетии, когда благословения вечной жизни будут гарантированы всем уверовавшим? Все человечество будет оживлено, ибо по Божьему плану все будут пробуждены от сна смерти. Апостол Павел говорит, что "будет воскресение мертвых - праведных и неправедных". (Деян. 24:15). Иисус сказал: "Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое всё, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут..." (Иоанна 5:28,29). Последующая мысль этого отрывка переведена неточно. Правильный перевод таков: "Творившие добро, к воскресению жизни, а творившие зло, к воскресению суда". - Иоанна 5:29."Творившие добро" - говорит Господь - будут подняты к "воскресению жизни". Это относится к вознаграждению посвященных верующих, которые доказали, что они достойны "славы, чести и бессмертия". (Рим. 2:7). Они будут жить и царствовать со Христом, как часть "семени Авраама", через которое будут благословленны все племена земли. (Галат. 3:27-29). Они будут подобны Иисусу и будут участниками Его небесной славы. (1 Иоанна 3:2). Они получат "венец жизни" и станут "причастниками Божеского естества". - Откр. 2:10; 2 Петра 1:4.
     Но тех, которые воскреснут, чтобы жить и царствовать с Христом, будет, по сравнению с миллионами умерших, малое число. Иисус называет их "малым стадом", которому Отец "благоволил дать царство". (Луки 12:32). Подавляющее большинство умерших относится к тем, которые с Божественной точки зрения не делали добро. Они умирают, потому как принадлежат к умирающему роду. Согласно общепринятым человеческим нормам, большинство из них были порядочными людьми, хорошими гражданами, хорошими соседями, но они не шли по стопам Господа, поэтому кровь Христа не сделала их праведниками перед Богом.
     Несмотря на это, Бог любит их, Он послал Своего Сына умереть за них, чтобы в будущем предоставить им возможность жить вечно. К вечной жизни можно прийти только через Иисуса Христа на основании веры, а большинство людей никогда не имело настоящей возможности уверовать. Миллионы людей никогда не слышали об Иисусе Христе, а среди тех, которые слышали о Нем, мало кто по-настоящему понял цель Его пришествия в этот мир.
     Существует так много противоречивых теорий относительно Христа, что большинство честных людей в замешательстве и не могут из-за этого принять христианство всерьез. Они не являются умышленно злыми, но и не делают "добро" в смысле идти следами Иисуса Христа.
     Эти миллионы также будут пробуждены от сна смерти. Апостол Павел говорит об этом пробуждении, как о "спасении", и поясняет, что на то Божья воля, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". (1 Тим. 2:4). Великая истина, которая станет известной всем, состоит в том, что "Иисус отдал Себя выкупом за всех" (1 Тим. 2:6) -умер "за грехи всего мира". (1 Иоанна 2:2). Те, которые примут это, смогут жить вечно.
Именно это имел ввиду Иисус, когда сказал Марфе: "Всякий живущий", то есть пробужденный от сна смерти "в воскресении в последний день", "и верующий в Меня не умрет вовек". (Иоанна 11:26). Это будет время суда для всего мира, время, когда люди будут стоять лицом к лицу перед важным решением, которое для них будет означать вечную жизнь или вечную смерть. (Деян. 17:31). Когда Иисус пообещал, что они выйдут из смерти, то цель этого определил при помощи греческого слова "krisis", что означает "время испытания". Если они обратятся к Богу, к Иисусу Христу и праведности, то им не придется повторно умирать, ибо, веруя, они будут жить вечно. - Иоанна 6:51.

Веришь ли ты сему?

     Когда Иисус пояснил Марфе эту чудесную надежду будущей жизни, то спросил, "веришь ли ты сему? Для всех нас сегодня это болезненный вопрос. Если будем развивать в себе настоящую веру в Божьи обещания, то в огорчениях и печалях, когда случится, что смерть унесет наших близких, мы испытаем облегчение. Если мы имеем такую веру, то будем помнить, что они не ушли навсегда, и что будет счастливое возвращение умерших, пробуждение их от сна смерти. Иисус сказал ученикам о Лазаре: "Я иду пробудить его от сна." И Он пришел во втором Своем пришествии, чтобы пробудить всех от сна смерти. Только смерть Иисуса Христа сменила смерть с вечного забвения в тихий сон, от которого ожидается пробуждение.

Будет ли оно действительным?

     Существует много недоразумений относительно надежды воскресения, поэтому многим трудно представить себе его реальность. Однако, здесь не должно быть никакой неясности, ибо сам Иисус дал иллюстрацию, как именно будут осуществляться Божьи обещания. Один из примеров - случай с Лазарем. После того, как Господь объяснил Марфе грандиозную истину воскресения, и дал понять, что пробужденные в последний день, если уверуют в Него, никогда более не умрут, Он пошел к могиле ее брата и, применив силу Божью, отозвал его из гроба.
     Иисус сказал Лазарю: "Лазарь! Выйди!", и написано, что "вышел умерший". (Иоанна 11:43,44). Затем Иисус велел развязать погребальные пелена и платок с лица. Освободившись, Лазарь снова мог разговаривать с семьей и друзьями. Он вернулся к ним тем же Лазарем, каким был до смерти. Он не был привидением или призраком. Ему не требовалось мерцания зеркала или постукивания по столу, чтобы дать знать друзьям о своем присутствии. И как Лазарь был действительно мертвым, так теперь стал действительно живым, принося радость своим сестрам и друзьям.
     Здесь мы имеем наглядный, понятный всем пример того, что произойдет и какое это будет иметь значение для человечества, когда все, кто в гробах, услышат зовущий голос Иисуса в день пробуждения от сна смерти. Умножьте эту сцену радости в Вифании, когда Лазарь услышал голос божественного авторитета, пробуждающего его из смерти, многократно и вы поймете, что значит обещание Бога благословить все племена земли. Это и была главная цель прихода Иисуса в этот мир, которая оправдала благовесть ангелов в ночь, когда Он родился. Они благовестили эту весть как "добрую весть" великой радости, которая будет всем людям. Ангел сказал пастухам: "Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь".
     Вы в отчаянии, что смерть унесла дорогого вам человека?! Это тяжелая утрата, так как ужасная пустота остается в сердцах живых. Но утешьте себя, что расставание ваше не навсегда. В Божьем плане наступает благодатное, близкое "завтра", славный период соединения, когда вы увидите тех, кого любили и кто был вам дорог. А тем временем укрепляйте свою веру в Божьи обещания и Его способность осуществить то, что Он обещал. И если вы имеете возможность, говорите другим об этой большой радости, которая так воодушевляет сердце и помогает переносить темные ночи ожидания.
     "Но как славен этот удел! Забудьте на минуту все сцены бедствия, горя, упадка и печали, царящие по причине греха и нарисуйте в своем уме образ славы совершенной земли. Никакое пятно греха не искажает мира и гармонии совершенного общества, нет ни единой горькой мысли, ни единого зловещего взгляда или слова; любовь, изливающаяся из каждого сердца, находит отклик в каждом другом сердце, а желание добра отличает каждый поступок. В то время не будет болезней, не будет страданий, боли, других свидетельств растления - не будет даже боязни этого. Подумайте о всех случаях относительно крепкого здоровья, о красоте когда-либо представших вашему взору человеческих линий и черт, и знайте, что вид человеческого совершенства еще более великолепен. Внутренняя чистота, умственное и моральное совершенство найдут свое отражение и отпечаток славы в каждом сияющем обличии. Так будет выглядеть общество на земле: утрутся слезы одиночества, потому что все увидят свершение дела воскресения. - Откр. 21:4."

* * *