ВСПОМИН НОВОГО ТВОРЕНИЯ
"Ибо наш Пасхальный Ягнец был заклан, Христос. Посему станем праздновать не со старою закваскою порока и лукавства, но с опресноками искренности и истины!" (1 Кор. 5:7,8, Diaglott).
(1) Между опытами типичного
Израиля знаменательным событием была Пасха. Праздник Пасхи, отмечаемый ежегодно
в течение семи дней, начинался пятнадцатого дня первого месяца. Им, как правило,
праздновано освобождение народа Израиля с неволи Египта, - и в первую очередь
переход, сохранение в живых первенцев этого народа во время моровой язвы смерти,
которая пришла на египтян, и которая, как последняя с язв, окончательно вынудила
их освободить израильтян от принудительной службы. Переход первенцев Израиля
стал предвестником освобождения всего народа Израиля и его безопасного перехода
через Красное море на свободу из египетского рабства. Не трудно понять, что
столь необычайное событие израильтянам следовало бы припоминать должным образом,
как тесно отождествляемое с рождением их народа, и так иудеи празднуют его доныне.
Члены Нового Творения заинтересованы упомянутыми событиями, равно как и всеми
делами и постановлениями их Небесного Отца, - как в отношении Его типичного
народа, Израиля по плоти, так и в отношении всего мира человечества. Однако,
Новые Творения проявляют еще более глубокую заинтересованность делами, которые
произошли в Египте, учитывая факт открытия для них Господом "тайны",
что вещи, случившиеся буквальному Израилю, имели намерением составлять в божественном
плане образы и тени еще более величественных вещей в отношении прообразного
Духовного Израиля - Нового Творения.
(2) Относительно этих духовных вещей апостол утверждает, что "душевный
человек не принимает (этого), ...и он не может разуметь, потому что о сем надобно
судить духовно... А нам (Новому Творению) Бог открыл это Духом Своим" (1
Кор. 2:14,10). Бог употребил апостолов как Свои словесные орудия, чтобы дать
нам определенные ключи, при помощи которых мы могли бы, под руководством Его
Духа, понимать глубокие Божьи вещи. Один из таких ключей находится в стихе,
составляющем заглавие этого раздела. Следуя указанию апостола, мы отчетливо
видим, что Израиль по плоти являлся образом на весь Божий народ - на всех, кто
окончательно, вместе с завершением Тысячелетнего века, станет Его народом; что
египтяне символизировали противников Божьего народа, а фараон, их правитель,
символизировал сатану, князя зла и темноты. Слуги фараона и всадники символизировали
падших ангелов и людей, которые объединились или еще объединятся с сатаной,
как противники Господа и Его народа - Нового Творения и домочадцев веры вообще.
Как народ Израиля стремился к освобождению и томился под гнетом своих надсмотрщиков,
однако был слишком слаб и неспособен освободить самого себя, и никогда бы не
смог освободить себя от ига Египта, если бы Господь не вмешался в его дела,
не назначил и не послал Моисея, чтобы тот был его освободителем, так и мы видим
мир человечества, который теперь и в течение всего прошлого вместе стенает и
мучается в болях под вымогательством "князя мира сего" и его приспешников
- Греха и Смерти. Эти сотни миллионов из числа человечества страстно желают
освобождения от кабалы собственных грехов и слабостей, а также избавления от
наказания за них - боли и смерти. Но без божественной помощи человечество бессильно.
Некоторые энергично боролись и кое-чего достигли, однако, никто не стал свободным.
Весь Адамов род пребывает в неволе греха и смерти, а его единственная надежда
состоит в Боге и в прообразном Моисее, который, как Им обещано, освободит Свой
народ в назначенное Им время, переводя его через Красное Море, которое символизирует
Вторую Смерть и в котором сатана и все, кто с ним соединен, кто симпатизирует
ему и его злому пути, будут навеки уничтожены, как это образно показано в затоплении
фараона и его войск в буквальном Красном Море. Но Господний народ "не потерпит
вреда от Второй Смерти".
(3) Вышеупомянутое является общей картиной, однако в ней, как ее часть, была
другая, особая картина, имеющая отношение не к человечеству вообще и его освобождению
из неволи греха и смерти, а исключительно к особому классу в нем - к первенцам.
Вдохновенное Божье Слово обращает наше внимание на то, что в прообразе им отвечает
"Церковь первенцев, написанных на небесах" - Новое Творение. В образе
первенцы занимали особое место - они были наследниками; их особое место состояло
также в том, что они были подданы особому испытанию или проверке раньше своих
братьев. Они были подвержены опасности смерти еще перед общим исходом, и когда
исход наступил, эти первенцы имели в нем особое место - особый труд для исполнения,
связанный с общим освобождением, ибо они стали обособленным классом, представленным
в колене Левия. Они были отделены от своих братьев, отдавая сполна свое наследие
в земле, чтобы, согласно божественного постановления, иметь возможность быть
учителями своих братьев.
(4) Это колено или дом Левия отчетливо представляет домочадцев веры, которые
в свою очередь представлены в приготавливаемом Царском Священстве, которое уступает
наследие в земных вещах в пользу братьев, и которое со временем будет составлять
действительное Царское Священство, Первосвященником которого есть Господь, и
которое будет благословлять, управлять и наставлять мир в Тысячелетнем веке.
Как первенцы Израиля в Египте подвергались смерти, но были переведены, избежали
ее, и, потеряв земное наследие, стали священством, так и прообразная Церковь
первенцев подвержена ныне Второй Смерти, имея свои испытания или опробование
относительно вечной жизни или вечной смерти еще перед остальным человечеством,
и переходит от смерти к жизни посредством заслуги крови Искупителя - смерти.
(5) Становясь участниками милости их Господа, они отрекаются, т.е. жертвуют
с Ним земное наследие, земной удел, земную жизнь, чтобы иметь возможность обрести
небесное и его "полноту жизни". Так вот, хотя Церковь первенцев, Новое
Творение, все "умирают как человеки", и в отношении земных вещей отрекаются
и теряют, на первый взгляд, больше, чем другие, однако, хотя обычный человек
этого не понимает, они перешли, т.е. избежали смерти, и как Царское Священство
будут сделаны, вместе с Иисусом, своим Первосвященником, участниками славы,
чести и бессмертия. Они, чей переход приходится на время ночной поры этого века
Евангелия, прежде чем рассветает утро Тысячелетия и взойдет его Солнце Праведности,
должны быть проводниками Господнего войска, чтобы вывести его из неволи греха
и сатаны. Заметьте, насколько это соглашается с речью апостола (Рим. 8:22,19):
"...вся тварь совокупно стенает и мучится доныне", "ожидая откровения
сынов Божьих", - ожидая полного перехода Церкви первенцев в первом Воскресении
к славе, чести и бессмертию.
(6) Но теперь важной является еще другая черта образа. Для того, чтобы осуществить
в образе переход первенцев и последующее освобождение всего Господнего народа,
было обязательным заколоть пасхального агнца, помазать его кровью перекладину
и боковые дверные косяки дома и есть его мясо в ту ночь с горькими травами и
пресным хлебом. Таким образом, каждый дом Израиля символизировал дом веры, каждый
агнец символизировал Агнца Божьего, Который берет грех мира, и первенец в каждой
семье символизировал Христа - Главу и Тело, Новое Творение. Горькие травы символизировали
испытания и скорби настоящего времени, которые еще более прибавляют домочадцам
веры аппетита к Агнцу и пресному хлебу. Более того, поскольку каждый член дома
должен был есть с палкой в руке, подпоясанный к путешествию, это символизировало,
что прообразные первенцы и домочадцы веры, которые таким способом будут потреблять
Агнца во время ночной поры этого века Евангелия, будут прохожими и чужестранцами
в мире, осознающими рабство греха и смерти и желающими, чтобы Господь вел их
на свободу с греха и тления - на свободу сынов Божьих.
ВСПОМИН НАШЕГО ГОСПОДА
(7) В согласии с образом
заклания пасхального агнца в 14-ый день первого месяца - день, который предшествовал
семидневному празднику Пасхи, празднованному иудеями, - наш Господь умер как
прообразный Пасхальный Агнец, как "Агнец Божий, который берет грех мира".
Ни в какое другое время не было возможным для нашего Господа закончить в смерти
жертву, которую Он начал в тридцатом году жизни в Своем крещении до самой смерти.
Вот почему, хотя иудеи многократно пытались схватить Его, никто не наложил на
Него рук, "потому что еще не пришел час Его" (Иоан. 7:8-30).
(8) Как иудеям было приказано выбрать жертвенного агнца в десятый день первого
месяца и с этого времени взять его в свой дом, так и наш Господь должным образом
представил им Себя в такое же время, когда за пять дней до Пасхи въехал в город
на осле под возгласы толпы: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий
во имя Господне!", "пришел к своим, и свои (как народ) Его не приняли.
А тем, которые приняли (каждый в частности) Его, дал власть быть чадами Божьими".
Народ, посредством своих представителей, правителей, вместо того, чтобы принять,
отверг Его, и поэтому на некоторое время стал солидарным с противником. Впрочем,
с Божьей милости, кровь Нового Завета является также действенной для дома Иакова
и для всех, кто желает согласия с Богом, ведь такие отведали заслуг Агнца; однако,
они отказались потреблять прообразного Агнца - потеряли возможность стать народом
первенцев, Царским Священством, святым народом, особым народом Мессии, они потеряли
возможность перехода и того, чтобы стать членами Нового Творения с более полной
жизнью в славе, чести и бессмертии. Однако, мы рады узнать из других мест Писания,
что они, тем не менее, будут иметь славную возможность принять Божьего Агнца,
потреблять, присваивать Его тело, Его жертву и таким образом высвободиться из
рабства греха и смерти под руководством Господа и Его верных братьев - духовного
Израиля, прообразной Церкви первенцев (Рим. 11:11-26).
(9) При завершении миссии нашего Господа, 14-го дня первого месяца, "в
ту ночь, в которую предан был", и в тот же день, в котором Он умер как
прообразный Агнец, наш Господь праздновал со Своими учениками образную Пасху
иудеев, потребляя со Своими двенадцатью апостолами образного агнца, символизировавшего
Его Самого, Его собственную жертву за грехи мира, "истинную пищу",
- единственную пищу, дающую силу обрести жизнь, свободу и благословения Божьих
сынов. Потребление этой вечери в ночь, которая предшествовала смерти нашего
Господа, однако в тот же день, было возможным благодаря иудейскому обычаю начинать
каждый день не в полночь, а вечером. Очевидно Господь устроил все дела Израиля
в тесном соответствии с образами, которым они должны были отвечать.
(10) Как иудеи, "рожденные под Законом", наш Господь и Его апостолы
были обязаны праздновать этот образ, к тому же в соответствующее время. Собственно
после того, как они приняли участие в иудейской вечере, потребляя агнца с пресным
хлебом и травами, и, правдоподобно, как это было обычаем, с "плодом виноградным",
Господь взял часть пресного хлеба и плода виноградного, оставшихся от иудейской
вечери, образа, и установил между Своими учениками и для всей Его Церкви, которую
они представляли (Иоан. 17:20), новый порядок, который между ними, как духовным
Израилем, Церковью первенцев, Новыми Творениями, должен был занять место иудейской
Пасхальной Вечери. Наш Господь не устанавливал иного, высшего образа Пасхи.
Наоборот, в то время образ уже начал выполняться, и, следовательно, он перестал
быть свойственным для тех, кто принял его выполнение. Нашему Господу, как прообразному
Агнцу, вскоре следовало быть убитым, как об этом упоминает апостол в заглавном
стихе: "Пасха наша (Агнец), Христос, заклан".
(11) Ни для кого из тех, кто принимает Христа как пасхального Агнца и принимает
прообраз, который занял место образа, уже не было бы свойственным приготавливать
образного агнца и потреблять его на вспомин образного освобождения. С тех пор
для всех верующих в Иисуса, как подлинного Пасхального Агнца, свойственной вещью
было бы покропление Его кровью дверных косяков сердца: "...кроплением очистивши
сердца от порочной совести лукавой" (от теперешнего осуждения, осознавая,
что их грехи умиротворены Его кровью и что Его кровью они имеют теперь прощение
грехов). С тех пор они должны потреблять, т.е. присваивать себе заслуги своего
Искупителя - заслуги человека Иисуса Христа, предавшего Себя для искупления
всех. Верой они должны потреблять из этих заслуг и сознавать, что поскольку
их грехи были вложены на Господа и Он умер за них, то теперь им приписаны Его
заслуги и праведность. Вот это они потребляют, т.е. присваивают верой.
(12) Поэтому, если Вечеря нашего Господа заняла место Пасхальной Вечери, но
не как высший образ, - поскольку прообраз уже начал выполняться, - тогда чем
она была? Отвечаем, что она была Вспомином прообраза - припоминанием для Его
последователей о начале выполнения прообразной Пасхи.
(13) Поэтому, принятие нашего Агнца и припоминание Его смерти за нас подразумевает
упование на обещанное освобождение Божьего народа, т.е. означает, что те, которые
это оценивают и разумно припоминают, даже будучи в мире, не будут из мира, но
будут прохожими и чужестранцами, которые ищут более желаемых обстоятельств,
свободных от печали, горя и рабства теперешнего господства Греха и Смерти. Такие
потребляют настоящий прообразный пресный хлеб. Они заботятся о том, чтобы иметь
его чистым - без искажения (кваса) человеческими теориями, деградацией, честолюбием,
эгоизмом и т.д., - чтобы им быть крепкими в Господа и в силе Его могущества.
Они также потребляют горькие травы преследований, внимая слову Учителя, что
слуга не выше своего Господина, и что если самого Господа злословили, предали
гонениям и отвергли, они должны ожидать похожего обращения, ибо мир их не знает,
как не знал и Его. Господнее свидетельство таково, что никто не будет Им принят,
чья верность не навлечет на них немилость мира. Вот Его слова: "Да и все,
желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы", "...будут
всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах" (Мат. 5:11,12; 2 Тим. 3:12).
(14) Когда наш Господь устанавливал Свою Вспоминальную Вечерю, именуемую Последней
Вечерей, она была, как выше утверждалось, новым символом, родственным и возведенным
на давнем образе Пасхи, хотя не его частью, а только припоминанием или вспомином
прообраза. Читаем, что Он "взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал:
"Примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое (это представляет Меня,
прообразного Агнца, представляет Мое тело); сие творите в Мое воспоминание!"
Очевидным намерением нашего Господа было утвердить в умах Своих последователей
факт, что для прообразных первенцев и для домочадцев веры именно Он является
тем прообразным Агнцем. Изречение "сие творите в Мое воспоминание"
подразумевает, что это новое постановление должно для Его последователей занять
место предыдущего, которое, в свою очередь, должно выйти из обихода вследствие
своего выполнения. "Также и чашу после вечери, и сказал: "Сия чаша
есть Новый Завет (Соглашение) в Моей крови" - крови Завета, крови, которая
запечатывает Новый Завет. "Сие творите, когда только будете пить, в Мое
воспоминание". Упомянутое мы не должны понимать как намек совершать это
невзирая на время, место и тому подобное, но как утверждение, что поскольку
с тех пор эта чаша и пресный хлеб были употреблены как празднование Пасхи, то
и каждый раз ее следует считать празднованием не образа, но прообраза. Как не
было бы законным, надлежащим или вытекающим из образа праздновать Пасху в любое
другое время, кроме назначенного Господом, похоже является несоответствующим
праздновать прообраз в любое другое время кроме его годовщины (1 Кор. 11:23-25).
(15) Апостол дополняет: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете
чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:26).
Это показывает нам, что ученики хорошо понимали, что с тех пор для всех последователей
Господа ежегодное празднование Пасхи должно иметь новое содержание: ломленный
хлеб представляя тело Господа, а чаша - Его кровь. Хотя это новое постановление
не было возложено на Его последователей как закон и не упоминалось ни одно наказание
за несоблюдение надлежащего его обхождения, однако, Господь хорошо знал, что
все полагающиеся на Него и оценивающие Его как прообразного Пасхального Ягнца,
будут рады продолжать Вспомин, который Он предложил для них таким образом. И
так происходит. Вера в искупление продолжает находить свое отображение в этом
простом вспомине, "доколе Он придет" - не только до времени "пароусии"
(гр. parousia - личное, непосредственное присутствие) нашего Господа, т.е. Его
присутствия во время жатвы, при окончании этого века, но также пока в Его пароусии
верные не будут собраны друг за другом к Нему за "завесу", чтобы там
еще в большей мере участвовать с Ним и, как сказал наш Господь, пить с Ним "новое
в Царстве".
"НАС МНОГО, НО МЫ ВСЕ ОДНИМ ХЛЕБОМ"
"Чаша благословения,
которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который
преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, мы многие одно тело;
ибо все причащаемся от одного хлеба " (1 Кор. 10:16,17).
(16) Апостол, руководимый Святым Духом, дает нам дополнительную мысль относительно
этого Вспомина, установленного нашим Господом. Он не отрицает, а, наоборот,
утверждает, что хлеб в первую очередь символизирует преломленное тело нашего
Господа, пожертвованное ради нас, а чаша символизирует Его кровь, которая запечатывает
наше прощение. Кроме того, он показывает, что мы, как члены Екклесии (гр. Еcclesia
- Церковь), члены Христового тела, будущие Первенцы, Новое Творение, становимся
участниками с нашим Господом в Его смерти, участниками в Его жертве; и, как
утверждает апостол в другом месте, частью нашего завета является восполнять
"недостаток скорбей Христовых" (Кол. 1:24). Приведенная мысль аналогична
выраженной словами, что мы "в смерть Его крестились". Хотя преломленным
за мир хлебом было тело нашего Господа, однако верующие этого века Евангелия,
верные, избранные, Новые Творения зачислены частью этого одного хлеба, являются
"членами тела Христа". Поэтому, распознав суть преломления хлеба,
как жертву нашего Господа ради нас, мы должны впредь распознавать его как преломление
т.е. жертвование всей Церкви, всех тех, которые посвятились, чтобы быть мертвыми
с Ним, быть преломляемыми с Ним, участвовать в Его терпениях.
(17) Именно такова мысль, содержащаяся в слове "сообщество" (лат.
communio) - единство, соучастие. Поэтому, при каждом ежегодном праздновании
этого Вспомина мы не только признаем основание всех наших надежд, покоящихся
на жертве дорогого Искупителя за наши грехи, но и оживляем, возобновляем собственное
посвящение "быть умершими с Ним, чтобы мы могли жить с Ним", и "терпеть
с Ним, чтобы могли также с Ним царствовать". Каким грандиозно всеобъемлющим
является значение этого божественно установленного праздника! Мы не ставим символов
на место действительности, ведь вовсе не таким было намерение нашего Господа
и это также неуместно с нашей стороны. Единство сердца с Ним, пища, которую
мы берем сердцем для себя, сердечная общность с сочленами тела и осознание сердцем
сути нашего завета при жертве - вот истинная общность, которую, в случае нашей
верности, мы будем выполнять день за днем в течение всего года, будучи ежедневно
преломляемыми с нашим Господом, постоянно потребляя Его заслугу и вырастая крепкими
в Господе и в силе Его могущества. Какое благословение приходит к нам вместе
с празднованием этого Вспомина! Какое горение сердца для дальнейшего оценивания
и возрастания в милости и знании, для дальнейшего участия в привилегиях службы,
к которой мы призваны - не только в настоящее время, но и в будущем!
(18) Следует заметить, что апостол включает сюда и чашу, за которую воздаем
благодарение Богу. "Не есть ли она приобщение (единство, соучастие) крови
Христовой?" Какая мысль - что истинно посвященное, верное "малое стадо"
Новых Творений в течение этого века Евангелия было Христом в плоти; и что терпения,
испытания, бесчестье и смерть тех, которых Господь принял и признал "членами
Своего тела" по плоти, посчитаны частями Его жертвы, ибо они объединены
с Ним и подлежат Тому, Кто является нашим Главой, нашим Первосвященником! Итак,
кто из осознающих истинное положение дел, кто из оценивающих приглашение Бога
к членству в этой Екклесии и последующему участию в жертве до самой смерти ныне
и славному труду в будущем, не возрадуется почитаться достойным терпеть укоры
ради имени Христа и возлагать свою жизнь в служении Истине как члены Его тела
и Его костей? Что удивительного для таких, что мир их не знает, как не знал
и Его? (1 Иоан. 3:1). Что для таких познать утрату самых отборных земных благословений
и выгод, если они, как тело Христа, могут быть посчитаны достойными удела с
Искупителем в Его будущей славе?
(19) В меру их возрастания в милости, знании и усердии, они способны взвесить
и рассудить дело с точки зрения апостола, который, говоря о земных привилегиях
и выгодах, сказал: "я от всего отказался, и все почитаю за сор", "ибо
думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою,
которая откроется в нас" (Филип. 3:8; Рим. 8:18).
(20) Следующая мысль касается взаимной любви, симпатии и заинтересованности,
которые должны господствовать между всеми членами этого "одного тела"
Господа. Когда Господний дух все больше входит, чтобы господствовать в наших
сердцах, он будет вызывать радость делать при всяком случае добро для всех людей,
если имеется на то возможность, и особенно для домочадцев веры. Как наше сочувствие
возрастает и выходит навстречу всему миру человечества, оно должно возрастать
прежде всего к Господу и, как следствие, прежде всего к тем, кого Он признает,
кто имеет Его Духа и кто стремится ступать в Его следы. Апостол указывает, что
мера нашей любви к Господу будет показана в нашей любви к братьям, сочленам
Его тела. Если наша любовь будет таковой, что перетерпит и выдержит все в отношении
других, то насколько это будет более правдивым в отношении сочленов того самого
Тела, столь близко присоединенных к нам посредством нашего Главы! Поэтому, не
удивляют слова апостола Иоанна, что одним из убедительных доказательств нашего
перехода от смерти к жизни является наша любовь к братьям (1 Иоан. 3:14). Действительно,
вспомните, что, говоря о дополнении нами меры скорбей Христовых, апостол Павел
прибавляет: "за тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1:24).
(21) Та же мысль опять выражена словами: "И мы должны полагать души свои
за братьев" (1 Иоан. 3:16). Что за братство здесь упомянуто! Где еще можем
надеяться найти такую любовь к братьям, чтобы полагать за них собственную жизнь?!
Мы не говорим здесь о том, как именно Господу было угодно применить жертву Церкви,
представленную в "Господнем козле", как одной из жертв Дня Примирения*.
Мы попросту констатируем с апостолом факт, что, насколько это касается нас,
жертва, возложение жизни должны быть в первую очередь за братьев - в служении
им; служение миру принадлежит преимущественно будущему веку, Тысячелетию. В
нынешних условиях наше время, таланты, влияния и средства в той или иной степени
принадлежат, согласно нашему обещанию, другим (жене, детям, преклонного возраста
родителям или еще кому-то, кто зависит от нас), и мы обязаны позаботиться для
себя также о "вещах необходимых", "благопристойных" и "добрых
пред всеми человеками". Следовательно, в нашем распоряжении остается относительно
немного для жертвования, относительно немного, что можно было бы возложить для
братьев, и это немного мир, плоть и сатана постоянно пытаются от нас потребовать
и отвлечь от жертвования, для которого мы это посвятили.
-----------------------------
*"Скиния Лучших Жертв"
-----------------------------
(22) Господний выбор Церкви в то самое время, когда зло имеет преимущество,
имеет замысел, чтобы окружающие обстоятельства удостоверили меру любви и преданности
каждого - как к Нему, так и к тем, которые Его. Если наша любовь будет холодной,
тогда уговоры мира, плоти и противника станут для нас слишком убедительными
и привлекут к себе наше время, наше влияние и наши деньги. С другой стороны,
насколько наша любовь для Бога будет сильной и страстной, настолько мы с радостью
будем жертвовать все это для Него - не только отдавая остатки собственной энергии,
влияния и средств, полагая их, когда случится возможность, в службе для братьев,
- но и, дополнительно, этот дух посвящения для Господа будет побуждать нас к
ограничению в разумных, бережливых пределах потребностей дома, семьи и особенно
наших собственных, чтобы мы могли больше пожертвовать на Господнем алтаре. Как
наш Господь в течение трех с половиной лет ломал Свое тело и три с половиной
года отдавал Свою кровь, собственную жизнь, и закончил эти жертвы только на
Голгофе, так и мы: возложение нашей жизни за братьев происходит в малых делах
службы - повседневных или духовных. Духовные являются высшими, а значит более
важными, хотя тот, кто бы скрыл свое сочувствие к брату в его повседневной потребности,
тем самым дал бы доказательство, что он не имеет Духа Господа, должной мерой
руководящего его сердцем.
ВСПОМИН ВСЕ ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВЕННЫМ
(23) Начальное празднование
Вспомина смерти нашего дорогого Искупителя (с еще большим значением, к которому
обращается Святой Дух через апостола и которое содержит в себе наше участие,
т.е. общность с Ним в Его жертве) происходило, как мы заметили, в конкретное
время - четырнадцатого дня первого месяца по иудейскому исчислению*.
Эта дата, полученная благодаря тому же способу подсчета, далее является свойственной
и будет взывать ко всем, кто доискивается "путей древних" и желает
ими идти. Такое ежегодное припоминание Господней смерти, и т.д., как его установил
наш Господь и придерживалась первичная Церковь, было в последнее время возобновлено
среди тех, кто приходит к свету Теперешней Истины.
-------------------------------------------------------------------------------
*) Иудейский год начинался весной с первым появлением
новой луны после весеннего равноденствия. 14-ый день легко подсчитать, однако,
его не надо смешивать с Праздничной Неделей, которая начиналась 15-го и продолжалась
всю последующую неделю - была иудейским праздником. Эта неделя опресноков, празднуемая
иудеями с радостью, отвечает всему будущему христианина - особенно представляя
весь год до следующего празднования Вспоминальной Вечери. Для каждого иудея
жертва агнца имела конкретное содержание - она покладывала начало недельному
празднику, которому он придавал особое значение. Наш Вспомин касается заклания
Агнца, а, следовательно, принадлежит 14-му Ниссан (первому месяцу). Более того,
мы должны помнить, что с изменением подсчета часов дня, ночь 14-го Ниссан будет
отвечать времени, которое мы теперь зовем вечером 13-го.
-------------------------------------------------------------------------------
(24) Не удивительно,
что постепенно, как все более и более терялось истинное значение Господней символической
Вечери, была также предана забвению правильность ее ежегодного соблюдения. Для
нас это становится более осознаваемым, когда мы познаем историю упомянутого,
а именно:
(25) Около третьего века, когда уснули апостолы, а также их непосредственные
последователи, в Церкви начал обретать влияние римский католицизм. Одно из его
фальшивых учений утверждало, что хотя смерть Христа обеспечила отмену давней
вины, однако, после того как верующий пришел к роднению с Христом, т.е. после
крещения, она не могла вознаградить его личных проступков, и за такие грехи
нужна была новая жертва. На основании этого заблуждения была возведена доктрина
литургии, которая, как мы уже частично объяснили, считалась новой жертвой Христа
за определенные особые грехи данного лица, ради которого и была принесена, т.е.
пожертвована литургия. Новая жертва Христа должна казаться разумной на том основании,
что служащий священник имеет силу превратить хлеб и вино в настоящее тело и
настоящую кровь Христа, чтобы впоследствии, ломая облатку, заново сломать, т.е.
пожертвовать Господа за личные грехи того, ради кого совершается литургия. Мы
уже отметили, что с божественной точки зрения такое учение и такое действие
стали в Господних глазах омерзением - "мерзостью, которая совершает запустение"
(Дан. 11:31; 12:11)*.
----------------------------------------------------------------------------
*Том 2, гл. IX, том 3, гл. IV.
----------------------------------------------------------------------------
(26) Эта фальшивая
доктрина действительно совершила запустение, а следом за нею в Церковь вошли
многочисленные заблуждения, великий упадок, т.е. вероотступничество, которые
создали римскую систему - наибольшего из всех анти-Христов. Проходили века за
веками, а этот взгляд и далее имел доминирующее, контролирующее положение в
христианстве, пока в шестнадцатом веке движение Великой Реформации не начало
пробуждать сопротивление и, соответственно, не начало поиски истин, сокрытых
во времена Средневековья под фальшивыми доктринами и фальшивыми практиками анти-Христа.
Вместе с тем как реформаторам был дан дополнительный свет относительно общего
свидетельства Божьего Слова, этот свет содержал в себе более ясные взгляды на
жертву Христа, и они начали видеть, что теория папства и действие литургии действительно
являются той самой "мерзостью запустения", а, следовательно, они ее
отреклись, хотя не все совершили это одинаково твердо. Англиканская Церковь
в 1552 году пересмотрела свой молитвенник и устранила из него выражение "литургия".
(27) Поскольку литургии совершались через короткие промежутки времени, имея
намерением повторно очищать людей от греха, обычай литургии фактически занял
место ежегодного празднования Вспоминальной Господней Вечери. Когда реформаторы
увидели такую ошибку, они совершили попытку вернуться к начальной простоте первичного
порядка и отказались от римской литургии, как ошибочного празднования Вспоминальной
Господней Вечери. Однако, не заметив близкого родства между образом Пасхи, ее
прообразом в смерти нашего Господа, и Вечерей, как вспомином прообраза, им не
удалось постичь смысл, что правильным является лишь ее ежегодное повторение.
Поэтому видим, что между протестантами некоторые празднуют ежемесячно, другие
- каждых три месяца, еще другие - каждых четыре месяца - каждое вероисповедание
по собственному усмотрению. "Ученики" празднуют еженедельно, ошибочно
понимая Св. Писание, как, в конечном счете, ошибочно понимают и дело крещения.
Свое еженедельное празднование вечери они основывают на изложенном в Деяниях
Святых Апостолов, что первичная Церковь собиралась вместе в первый день недели,
и во время таких собраний был "преломляем хлеб" (Деян. 2:42,46; 20:7).
(28) Мы уже проследили*, что эти недельные празднования
не были припоминанием смерти Господа, а, наоборот, были праздненствами любви,
припоминанием Его воскресения и тех немногочисленных преломлений хлеба, которые
они имели радость делить с Ним в течение нескольких первых дней недели на протяженнии
сорока дней до Его вознесения. Очевидно, воспоминания о тех преломлениях хлеба,
когда их глаза были отворены, и они могли узнать Его, склоняли к тому, чтобы
далее встречаться в каждый первый день недели, и, вполне уместно, это содействовало
совместному принятию пищи, преломлению хлеба. Как мы уже заметили, при этом
никогда не упоминалась чаша, тогда как при каждом упоминании о Господней Вспоминальной
Вечере чаша занимает столь же важное место, как и хлеб.
------------------------------------------------------------------------------
*Смотри предыдущую главу.
--------------------------------------------------------------------------------
КТО МОЖЕТ ПРАЗДНОВАТЬ?
(29) В первую очередь
отвечаем, что никто не должен принимать участия, кто не доверяет драгоценной
крови Христа как жертве за грехи. Никто не должен принимать участия за исключением
тех, кто верой имеет на обоих косяках и на перекладине дверей своей земной хижины
кровь кропления, говорящую нам о мире, вместо звать, как это совершала кровь
Авеля, к мести (Евр. 12:24). Никто не должен праздновать этого символического
праздника, если подлинного праздника нет в его сердце и он не принял Христа
как своего Жизне-дателя. Далее, никто не должен принимать участия, если он не
является членом одного тела, одного хлеба и не посчитал своей жизни, своей крови
пожертвованными с Господом в той самой чаше, кубке. Здесь четко проведена линия
разделения - не только между верующими и неверующими, но и между посвященными
и непосвященными. Однако, такую линию каждый должен провести для себя сам, в
зависимости от того, насколько его исповедание является добрым и благоразумно
засвидетельствованным внешним поведением. Один член не должен быть судьей другого,
ни даже Церковь не должна судить, разве что, как уже отмечалось, дело представлено
ей в определенной форме, согласно установленных правил. Во всяком случае старшие,
т.е. представители Церкви должны представить собравшимся такие условия и требования:
(1) вера в кровь и (2) посвящение для Господа и Его службы до самой смерти.
Далее, они должны пригласить всех, которые находятся в таком состоянии ума и
являются так посвященными, присоединиться к празднованию смерти Господа и их
собственной. Упомянутое и все связанные с этим празднованием приглашения, должны
быть настолько понятно представленными, чтобы не осталось ни единого намека
на сектанство. К участию должны быть приглашены все, независимо от их веры и
согласия относительно других предметов, если только они находятся в полном согласии
с основополагающими истинами - искуплением через драгоценную кровь и полным
посвящением до смерти, которое дает им оправдание.
(30) При этом стоит рассмотреть слова апостола:
"Поэтому тот, кто бы ел этот хлеб и пил эту чашу Господнюю недостойно,
будет виновником против тела и крови Господа. Итак, пусть человек исследует
сам себя, и так пусть ест с хлеба и с чаши пусть пьет, ибо тот, кто ест и пьет,
не распознавая тела, осуждение себе ест и пьет" (1 Кор. 11:27-29, Diaglott).
Кажется, что апостол стремится предостеречь против пренебрежительного празднования
этого Вспомина, которое превратило бы его в обычное празднество, и против того,
чтобы небрежным образом приглашать к нему других лиц. Это совсем не празднество.
Это торжественный Вспомин, предназначенный только для членов Господнего "тела";
и кто этого не распознает, кто не распознает, что хлеб представляет тело Иисуса,
а чаша - Его кровь, тот, потребляя их, соответственно попадает под осуждение
- не "суд" (осуждение), как в общем переводе, - но осуждение в Господних
глазах, а также осуждение собственной совести. Поэтому, прежде чем потреблять
эти символы, каждый должен удостовериться в себе, верит ли он и возлагает ли
надежду на сломанное тело и пролитую кровь нашего Господа Исуса как выкупную
цену; и, второе, совершил ли он посвящение со всего принадлежащего ему, чтобы
таким образом быть зачисленным членом того "одного тела".
(31) Отметив, кто лишен, а кто соответственно имеет доступ к Господнему столу,
видим, что каждый подлинный член Екклесии имеет право участия, за исключением,
когда он был лишен такого права публично, всей Церковью, в соответствии с правилом,
данным Господом (Мат. 18:15-17). Все такие могут праздновать и непременно будут
иметь желание праздновать - непременно будут желать подчиниться предсмертному
наставлению Учителя: "Берите, ешьте... пийте... с нее все". Таким
понятно, что если мы не будем есть тела Сына Человеческого и пить Его крови,
то не будем иметь жизни в нас; и если каждый из них действительно воспользовался
сердцем и умом с заслуг Господней жертвы и Его жизни, то это является одинаково
привилегией и удовольствием вспоминать данную вещь и признавать ее друг перед
другом и перед Господом.
КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ СЛУЖЕНИЕ?
(32) Ложное учение
литургии и образование в Церкви класса, именуемого клиром, чтобы совершать это
и похожее ему служение, произвело столь глубокое впечатление на общественное
сознание, что вплоть до нынешнего дня протестанты по большей части считают,
что безусловно обязательным является присутствие "посвященного в духовный
сан служителя", чтобы просить благословение и выполнять обязанности в таком
вспоминальном служении, и что любой другой порядок действия был бы святотатством.
Мы без трудности поймем полную несостоятельность всей этой теории, если будем
помнить, что все, имеющие привилегию участия в этом Вспомине, являются посвященными
членами "Царского Священства" - каждый в частности будучи целиком
уполномочен Господом проповедовать Его Слово согласно со своими талантами и
возможностями, и вполне посвящен выполнять всякую службу или духовное служение,
которое он способен совершать для Него, для членов Его тела и в Его имени для
других. "Вы все братья" - вот мерило Господа, и об этом не следует
забывать, когда мы имеем общность с Ним и празднуем Его дело искупления, а также
нашу сообщность с Ним и друг с другом, как члены Его тела.
(33) Однако, как мы уже упоминали, как указывает Писание, в каждой малой группе
Господнего народа, в каждой малой Екклесии, теле Христа должен быть порядок,
и, как часть этого порядка, должны быть "старшие в каждой Церкви".
Хотя каждый член Екклесии, Новое Творение имеет достаточное полномочие от Господа,
позволяющее ему принимать определенное участие, связанное с Вспоминальной Вечерей,
однако Церковь, выбирая старших, тем самым показывает, что в таких делах как
это, они должны быть представителями всей Екклесии. Поэтому долг организовывать
и прислуживать в этом Вспомине должен быть передан именно им, как служение,
к которому они уже избраны Церковью.
(34) Слова нашего Господа "где двое или трое собраны в Имя Мое, там Я посреди
них" убедительно доказывают, что где только возможно, этот Вспомин должен
быть празднован в обществе с сочленами тела. Связанное с этим благословение
было дано с намерением сблизить членов друг к другу - не только во время этого
ежегодного собрания, но и при каждом возможном случае. Где бы могли собраться
только двое или трое, чтобы воспользоваться этим обетованием - не имея возможности
или благоприятных условий собраться с большей группой - у них есть привилегия
праздновать как Церковь, как Екклесия, как одно целое. И если бы даже одно лицо
оказалось в таких обстоятельствах, где не могло бы встретиться с другими, советуем
ему с достаточной силой веры обратиться к Господу, чтобы внять обетованию -
считая себя и Господа вместе как двоих. Советуем также не позволить, чтобы такое
неминуемое отделение стало кому-либо преградой в ежегодном праздновании великой
жертвы за грех и нашего участия в ней вместе с нашим Господом; чтобы одинокое
лицо позаботилось о хлебе (по возможности пресном - наподобие тонкого сухого
печенья, замешанного на соде или на одной воде) и о плоде виноградины (соке
из изюма или соке винограда, или вине)*, и чтобы
праздновало в общности духа с Господом и с другими членами тела, от которых
вынужденно отделено.
ПОРЯДОК В СЛУЖЕНИИ
(35) Поскольку Господь
не установил ни одного правила или порядка в служении, мы также не должны этого
делать, - однако, не отрицая сказанного, верим, что мы в состоянии предложить
то, что на наш взгляд кажется нам скромным, разумным и упорядоченным празднованием
этого Вспомина. Поступая так, мы не намереваемся устанавливать определенное
правило или закон, но желаем содействовать рассудительному взгляду на данную
вещь со стороны тех, кто приучен к слишком тщательному порядку служения, и тех,
которые к чему-то такому не приучены вообще. Поэтому, пусть сказанное нами будет
принято ко вниманию только в свете предложения, которое при целесообразности
можно пересмотреть.
(1) Открыть служение одной или несколькими песнями, уместными этому событию
- в духе торжественности, руководя ум к Вспомину.
(2) Обратиться в молитве о божественном благословении для собравшихся и особенно
для тех, которые будут участвовать, помня также сочленов того же тела - известных
нам и неведомых, - которые находятся по всему миру, и в первую очередь тех,
которые празднуют этот Вспомин в его годовщину.
(3) Старший, который прислуживает, мог бы прочитать из Писания рассказ о первичном
установлении Вспомина.
-------------------------------------------------------------------------------
*) Насколько мы способны судить, Господь, устанавливая
этот Вспомин, употреблял ферментированное вино. Однако, принимая во внимание
то, что Он не говорил непосредственно о вине, а только о "плоде виноградины",
и также учитывая факт, что привычка употреблять алкогольные напитки достигла
в наши дни столь большого и гибельного влияния, мы верим, что имеем Господнее
одобрение использовать неферментированный виноградный сок или сок из изюма,
к которому, при потребности, можно прибавить несколько капель ферментированного
вина, чтобы тем самым успокоить совесть каждого, кто бы склонялся к мнению,
что послушность Господнему примеру требует употребления ферментированного вина.
Таким образом, не было бы никакой опасности для кого-либо из Господних братьев
- даже для наиболее слабых плотью.
-------------------------------------------------------------------------------
(4) Затем он или другой старший мог бы представить весь предмет, образ и прообраз,
в форме устного изложения или - что одинаково уместно, - отчитывая при желании
определенные объяснения всего предмета наподобие всего сказанного нами ранее.
(5) Обращая внимание на факт, что наш Господь благословил хлеб, прежде чем его
преломил, брат, ведущий собрание, может обратиться к тому или иному способному
брату попросить благословения для хлеба, или, если среди присутствующих нет
никого более соответствующего, кроме него самого - он должен лично обратиться
с мольбой о божественном благословении для хлеба и для тех, кто будет его потреблять,
чтобы глаза их понимания могли быть широко отворенными для оценивания, т.е.
осознания всей глубины значения, должным образом к нему прилагаемого, и чтобы
все участники, потребляя этот символ Господнего тела, могли иметь благословенную
общность с Господом и могли возобновить свое посвящение быть с Ним ломленными.
(6) После можно преломить одну из частей пресного хлеба или печенья, употребляя
при этом слова Господа: "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие
творите в Мое воспоминание", и блюдо может быть подано одним из братьев
или лично прислуживающим лицом, или, если собрание большое, прислуживать большим
количеством тарелок с хлебом могут одновременно двое, шестеро или любое другое
нужное число посвященных братьев.
(7) Во время передачи символов положено бы хранить тишину, за исключением коротких
замечаний - преимущественно относительно значения хлеба и того, как мы кормимся
Господом, - хотя, конечно, было бы лучше, чтобы ведущий брат или другой оратор
охватили данный предмет еще перед раздаванием - во время общего объяснения содержания
празднования, - чтобы не мешать единству участников.
(8) Затем следует попросить благословения для чаши, как читаем о нашем Господе:
"Взяв чашу и благодарив...", подал Своим ученикам. Далее можно бы
попросить определенного брата к молитве благодарения и просьбы о Господнем благословении
для участников, и прислуживание похожим образом должно происходить в тишине.
(9) Закончив прислуживание, советуем до конца следовать примеру Господа и апостолов,
чтобы в завершение спеть песню и всему собранию разойтись - без какой бы то
ни было заключительной молитвы. Советуем в этом случае обойтись без обычных
прощаний, распросов о здоровье и т.д., чтобы каждый шел к себе домой, избегая,
насколько это возможно, всего, что могло бы нарушить его размышления и общность,
и чтобы каждый как можно дольше стремился к такой общности - не только в эту
ночь, но и на протяжении всего последующего дня, имея в памяти Господние испытания
в Гефсимании, Его потребность сочувствия и поддержки, а также факт, что каждый
член Его тела также может иметь свои обстоятельства Гефсимании и потребность
в утешении и помощи соучеников.
(36) Об Учителе написано, что "из народов никого не было с Ним" -
никого способного сочувствовать Ему в час Его испытания. С нами происходит по-другому.
Мы имеем сочленов того же тела, похожим образом крещенных в смерть, похоже совершивших
обет быть "ломленными", как члены одного хлеба, и принятых и помазаных
тем же Святым Духом. Помня это, давайте еще настойчивее стремиться быть полезными
сочленам этого тела, помня, что всякая вещь, сделанная для наименьшего члена
тела, сделана для Главы и весьма Им оценена. В это время свойственно бы помнить
пример Петра - его искренний, как Господнего слуги, порыв, и в то же время его
слабость в минуту испытания, его потребность Господней помощи и молитв. "Но
Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя". Напоминание об этом может
быть для нас особенной помощью, как, без сомнения, было впоследствии для апостола
Петра. Это даст всем нам возможность еще больше взирать на Господа, чтобы "получить
милость и обрести благодать для благовременной помощи".
(37) Одновременно хорошо бы нам помнить Иуду и то, что его падение произошло
вследствие эгоизма - честолюбия, жадности. Когда припоминаем, как через эти
двери самолюбия сатана все больше и больше входил в него, то это может помочь
нам быть настороже, чтобы мы похожим образом не попали в ловушку противника,
чтобы мы ни под каким предлогом не отреклись Господа, Который нас купил, чтобы
мы никогда, ни в каком значении слова не предали ни Господа, ни Его братьев,
ни Его Истину. Да будем иметь весь следующий день в мыслях испытания нашего
дорогого Искупителя - не только для того, чтобы более остро проникнуться сочувствием
к Нему, но также, чтобы в наших мыслях нам совсем не были диковиной те огненные
искушения, которые могут быть допущены на нас, как Его последователей, и чтобы
мы могли следовать за Ним и всегда помнить Его предсмертное "Свершилось!",
понимая, что это значило завершение Его жертвы за грех ради нас, так что Его
ранами от побоев мы можем иметь сознание нашего исцеления, а также сознание
того, что Он всегда живет, чтобы ходатайствовать за нас и оказывать помощь во
всегдашней потребности.
Easter (Истер) - ПАСХА
(38) Выражение "Easter"
встречается в английском тексте Библии только раз (Деян. 12:4) и является следствием
неправильного перевода. На самом деле оно должно переводится как "Пасха".
Название "Истер" позаимствовано у язычников. Это название имеет саксонское
происхождение и подразумевает божество саксов, то есть божество Востока (англ.
east - восток), Есфирь, чей праздник отмечали ежегодно весной, около поры Пасхи.
Заимствование этого названия и применение его к времени празднования смерти
нашего Господа, Его воскресения и вознесения - вплоть до прихода благословения
Пятидесятницы, - очевидно было попыткой помочь христианским институциям более
простым путем вытеснить язычество. Как и большинство подобных уступок, оно датируется
приблизительно третьим столетием. Языческое происхождение имени Истер не должно
вызывать особых противоречий в нашем уме, ибо мы совсем не собираемся употреблять
это название, ни отдавать честь богине Востока. Между протестантами это имя
определенно касалось одного дня вместо периода времени - как было в древности
и как сегодня все еще используется католиками. Этот день зовется Easter Sunday
(англ. sunday - воскресение), т.е. Пасха. Любое припоминание воскресения нашего
Господа всегда будет дорогим Его народу, однако, для тех, кто должным образом
оценивают данный предмет, каждое воскресение является Великим Воскресением,
потому что каждое воскресение является памятным припоминанием воскресения из
мертвых нашего Господа.
(39) Помещая данный предмет здесь, нашей мыслью было прежде всего обратить внимание
на еще более широкое содержание выражения Истер, употребляемого католиками,
которое охватывает и Великую Пятницу (Good Friday) и Великое Воскресение (Easter
Sunday), и которое употребляется как синоним Пасхальной поры. Можно было надеяться,
что введение литургии и ее частое соблюдение сделает совсем излишним ежегодное
празднование смерти нашего Господа в ее годовщину, однако так не случилось.
Первоначальный обычай ранней Церкви праздновать это наиболее значимое событие,
само основание ее существования, продолжался, хотя празднование вечери в надлежащее
ей время прекратилось, будучи вытесненным многочисленными жертвами литургии.
Таким образом, этот единственный в своем роде вспомин потерял свое значение.
(40) Как мы уже объяснили, в течение веков существовал обычай подсчитывать дату
распятия нашего Господа согласно иудейскому календарю, однако, впоследствии,
желая насколько это возможно освободиться от иудейских постановлений, было введено
изменение в способ подсчета даты смерти Христа, нашей Пасхи. Никейский "Экуменический
собор" постановил, что с того времени Истер должна праздноваться в пятницу
следом за первой полной луной после весеннего равноденствия. Это не только в
общем закрепило празднование смерти Господа за пятницей, именуемой "Великой
Пятницей", но и дополнительно обеспечило то, что празднование чрезвычайно
редко будет совпадать с иудейским празднованием Пасхи. Стоит помнить, что разница
в способе подсчета заключается в том, что иудеи ожидали и теперь ждут весеннего
равноденствия, начиная свой месяц вместе с появлением на небе первой новой луны,
и отмечают Пасху при полноте этой луны, т.е. в 14-ый день. Такое изменение иногда
создает между этими двумя способами подсчета разницу около месяца времени.
(41) Не нам утверждать, какой способ более соответствующий, однако, мы признаем
за лучшее придерживаться того, который применяли Господь и апостолы - не из
желания угодить и иметь ощущение совершенного преступления вследствие ошибок
в подсчетах и празднования в несоответствующее время, а, наоборот, из удовлетворения,
что мы приложили усилия как можно тщательнее следовать божественному постановлению,
образцу. Возможно, кто-то посоветует, что все-таки лучше установить дату согласно
нашего современного календаря - скажем 15-го апреля или 1-го апреля, или еще
другого числа - и все подсчеты и т.д. станут в конечном счете ненужными. На
это отвечаем, что Господь, очевидно, имел основание устроить иудейский календарь
именно так, как Он это сделал, и мы предпочитаем в этом деле продолжать признавать
Его постановление.
(42) В особом значении видим, что как солнце является символом духовного Божьего
Царства, так и луна является символом Завета Закона и тех людей, которые находились
под этим Заветом Закона. Следовательно, существовала исключительная правильность
в том, что наш Господь был распят ими именно тогда, когда луна была полной,
и в том, что Бог определил, относительно времени, заранее, что им, при всем
желании, не удастся схватить Господа до этого, ибо "еще не пришел час Его"
(Иоан. 7:30; 8:20). Его распятие при полнолунии и факт, что затем луна сразу
начала уменьшаться, наводит на мысль, что в ту пору Израиль, как народ, навлек
на себя то, что был божественно отторгнут и на время оставлен, символом чего
было уменьшение луны, символизирующее упадок этого народа.
* * *
(43) Наводим несколько уместных цитат из достоверных источников, подтверждающих
вышесказанное, а именно:
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ "McCLINTOCK and STRONG's"
"Easter, т.е.
ПАСХА. - Выражение Easter - саксонского происхождения и отвечает богине саксов,
а еще вернее богине Востока (англ. east - восток), Есфири, в честь которой один
раз в год, около ежегодной (весенней) Пасхальной поры приносили жертвы. Интерес
к этому названию связан с идеей християнского праздника воскресения, который
приходится на пору Пасхи; поэтому мы говорим "Easter-day" (англ. day
- день), "Easter Sunday", однако, это совсем некстати, ибо не имеет
никакого отношения к тогдашнему празднику в честь богини древних саксов. Употребляемое
сегодня вместо Easter немецкое выражение Ostern касается того же божества по
имени Есфирь, т.е. Остера. Это выражение мы находим в английской Библии "Authorized
Version" (Деян. 12:4) - "...намереваясь после Easter вывести его к
народу", - как в первую очередь стоящий внимания пример непоследовательности
со стороны переводчиков... В последней редакции издания выражение "Пасха"
помещено во всех предложениях за исключением упомянутого..."
(44) "Церкви Малой Азии праздновали смерть Господа в день, который отвечает
14-му дню месяца Ниссан, когда, согласно того, как считала ранняя Церковь, произошло
распятие. Западные Церкви (Рим), наоборот, следовали мнению, что распятие следует
вспоминать ежегодно в особый день недели, в котором оно произошло, т.е. в пятницу.
...Западные Церкви считали день смерти Христа днем печали и не прекращали поста
вплоть до дня воскресения. В свою очередь, Церкви Малой Азии видели в смерти
Христа исключительно искупление всего человечества, поэтому заканчивали день
поста в час Христовой смерти, в три часа после полудня, и сразу после этого
праздновали "agape" (агапе) и Господнюю Вечерю. Обе стороны (ортодоксийная
Восточная и Западная Церкви) следовали названию PASCHA (Пасха), под которым
порой понимали наиболее праздничные дни этой недели, а порой всю неделю, которая
припоминала Пасху."
(45) "Первая серьезная полемика между сторонами в давней Церкви вспыхнула
около 196 года (н.э.), когда епископ Рима Виктор направил циркуляр ведущим епископам
Церкви с требованием созвать синоды в их провинциях и внедрить западный обычай
(праздновать в пятницу и в воскресенье, вместо в конкретные дни 14-го и 16-го
Ниссан). Некоторые согласились с этим требованием, однако, синод, ведомый епископом
Эфеса Поликратесом, решительно этому возразил и одобрил письмо епископа Поликратеса,
которое, становясь на защиту обычая, существовавшего в Азии, отсылало Виктора
к авторитету апостолов Филиппа и Иоанна, к Поликарпу и к семи лицам из его родни,
которые до него были епископами в Эфесе..."
(46) "Следовательно, на то время разногласие между Азийскиими и Западной
(римской) Церквями касалась только двух вопросов, а именно: (1) должен ли быть
вспоминаем день недели, или день месяца, в котором случилась смерть Христа;
(2) когда должен заканчиваться пост. Далее возник третий спорный вопрос - на
какое действительно время приходится 14-й день месяца Ниссан. Многие отцы Церкви
следовали мнению, что согласно первичному подсчету времени иудеями - вплоть
до разрушения Иерусалима - 14-е Ниссан всегда выпадало после весеннего равноденствия,
и что только вследствие неправильных подсчетов, которые велись иудеями, жившими
позже, 14-й день Ниссан время от времени выпадал перед таким равноденствием.
Поэтому они настаивали, чтобы 14-й день Ниссан, который для обеих сторон в Церкви
означал время Easter, всегда был после равноденствия".
(47) "Поскольку год иудеев является лунным годом и 14-е Ниссан является
днем полнолуния, христиане, принявшие вышеупомянутое астрономическое правило,
празднуют смерть Христа - всякий раз, когда 14-е Ниссан выпадает перед равноденствием,
- на месяц позднее иудейской Пасхи. Не полагаясь более на иудейский календарь,
христиане были вынуждены сделать собственные подсчеты времени Easter. Эти подсчеты
не раз оказывались противоречивыми - частично из рассуждений уже упомянутых,
и частично из-за того, что дата равноденствия была установлена некоторыми на
18-е марта, другими - на 19-е марта, а еще другими - на 21-е марта. Собор в
Арле, в 314 году, пытался ввести единодушие, но его декреты, кажется, не имели
слишком большого влияния. Поэтому, решено было опять обсудить это и повлиять
на него на Екуменическом Соборе в Ницце, который постановил, что Easter должна
быть празднована всей Церковью после равноденствия в пятницу после 14-го Ниссан.
Было также решено, что Церковь в Александрии, как наиболее известная своими
знаниями астрономии, должна ежегодно информировать Церковь Рима, в какой день
Коленд должны быть празднованы Иды Easter, а Церковь Рима должна уведомить об
этом все Церкви в мире. Однако, даже декреты Собора в Ницце не могли остановить
разногласий, и только подсчеты Дионисия Ексигууса должны были постепенно внедрить
единство обычая в давнюю Церковь. Некоторые страны, как, например, Великобритания,
отказались от своего давнего обычая только после длительного сопротивления.
В конечном итоге вроде бы достигнуто единство (следовать пятнице и не придерживаться
иудейского способа подсчета наступления дня полнолуния) во времена Карла Великого,
и (после) уже не найдено ни одного упоминания (обхождения) Quatro decimani (празднования
согласно действительного дня - 14-го Ниссан, полнолуния после весеннего равноденствия)..."
(48) "Пересмотр Календаря папой Григорием ХІІІ (1582 г.) хотя и продолжил
в целом эру Дионисия, однако, более точно оговорил полнолуние Easter и внимательно
позаботился о том, чтобы в будущем избежать любых отклонений календаря от астрономического
времени. Вследствие таких детальных подсчетов христианская Easter иногда, вопреки
декретам Никейского Собора, совпадает с иудейской Пасхой".
(49) Тот самый авторитетный источник говорит следующее:
ПАСХА - "Показательный праздник в году, который по своей исключительности
пребывал в известном родстве с обрезанием, как второй сакрамент еврейской церкви
(2 М. 12:44). Мы можем увидеть это в том, что случилось в Галгале, когда Иисус
Навин, обращаясь к божественному завету, праздновал Пасху непосредственно после
обрезания народа. Однако, природа такого роднения, в котором пребывали эти две
церемонии, не открылась полностью, пока не выполнились его прообразы, и Господня
Вечеря, как сакраментальный праздник избранного Божьего народа, не заняла его
места".